Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 21.11.2022 N 309-ЭС22-21295 отказано в передаче дела N А76-25334/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2022 N Ф09-4066/22 по делу N А76-25334/2021
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Обстоятельства: Указано, что лесной пожар произошел из-за возгорания на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку истец указан в нормативном перечне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, является надлежащим истцом, актом о лесном пожаре, постановлением о назначении административного наказания, согласно которым причиной лесного пожара послужил переход огня с муниципального земельного участка, подтверждено причинение вреда лесам по вине органа местного самоуправления.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2022 N Ф09-4066/22 по делу N А76-25334/2021
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Обстоятельства: Указано, что лесной пожар произошел из-за возгорания на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку истец указан в нормативном перечне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, является надлежащим истцом, актом о лесном пожаре, постановлением о назначении административного наказания, согласно которым причиной лесного пожара послужил переход огня с муниципального земельного участка, подтверждено причинение вреда лесам по вине органа местного самоуправления.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2022 г. N Ф09-4066/22
Дело N А76-25334/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Полуяктова А.С., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация Варламовского сельского поселения" (далее - Администрация Варламовского сельского поселения, Администрация, ответчик) на
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А76-25334/2021 Арбитражного суда Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле N А76-25334/2021, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание суда округа не явились. В силу
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Главное управление лесами Челябинской области (далее также - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Варламовского сельского поселения с иском о взыскании 822 100 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.02.2022 в удовлетворении исковых требований Управлению отказано.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...Семнадцатого арбитражного апелляционного суда..." имеется в виду "...Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда...". | |
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация Варламовского сельского поселения, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, неправильное применение апелляционным судом норм материального права (
часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит
постановление апелляционного суда от 27.04.2022 отменить, оставив в силе
решение суда первой инстанции от 02.02.2022.
Ссылаясь на положения
части 3 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации,
статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ),
статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Администрация указывает, что в рассматриваемом случае возмещение ущерба возможно осуществить только путем зачисления соответствующих денежных средств в бюджет муниципального образования, на территории которого окружающей среде был причинен вред (то есть, в бюджет Чебаркульского муниципального района). Оспаривает как ошибочный вывод апелляционного суда об отсутствии правового значения того обстоятельства, что пожар произошел в административных границах Чебаркульского муниципального района, с указанием на то, что значение имеет лишь факт причинения вреда лесным насаждениям в составе лесного фонда Российской Федерации. Считает, что данный вывод сделан апелляционным судом без учета того, что лесные насаждения являются компонентом окружающей среды, тогда как охрана окружающей среды и ее восстановление отнесены к вопросам местного значения.
Ссылаясь на положения
статьи 6,
статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрация настаивает на том, что истец - Управление не может являться получателем спорных денежных средств. Для возмещения ущерба Управлению, по мнению Администрации, следовало обратиться с требованием о взыскании ущерба в пользу Чебаркульского муниципального района, удовлетворение иска в том виде, как он сформулирован истцом, в рассматриваемой ситуации ведет к неосновательному обогащению истца, поскольку получив денежные средства, истец вправе распорядиться ими по своему усмотрению, не направив их в бюджет Чебаркульского муниципального район, при этом Чебаркульский муниципальный район не лишен права взыскать денежные средства в возмещение причиненного пожаром вреда окружающей среде с Администрации Варламовского сельского поселения, что повлечет для последней двойную материальную ответственность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном
статьями 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 26.04.2020 в квартале 11 выделах 9, 16, 15, 21 Варламовского участкового лесничества произошел лесной пожар, в результате которого огнем повреждены лесные насаждения на общей площади 6,2 га, лесному фонду причинен ущерб.
В соответствии с актом о лесном пожаре от 27.04.2020 N 5 причиной возникновения пожара послужил переход огня с иных категорий земель.
По результатам проверки государственным лесным инспектором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:1034002:105, на котором произошло возгорание, находится в муниципальной собственности Варламовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Постановлением от 23.03.2020 N 60 Администрация Варламовского сельского поселения привлечена к административной ответственности по
части 4 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 16.04.2021 по делу N 12-22/2021 постановление от 23.03.2020 N 60 изменено с указанием на уменьшение размера административного штрафа до 250 000 руб.
Ссылаясь на то, что пожар, в результате которого лесному фонду причинен ущерб, возник по вине ответчика - Администрации Варламовского сельского поселения, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Возмещение убытков представляет собой универсальный способ защиты гражданских прав, который применяется для восстановления прав кредитора, нарушенных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (
статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в случае причинения внедоговорного вреда (
статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу
пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками в названной
статье понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Общим основанием для применения гражданско-правовой ответственности, установленным
статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. При этом, для возложения на причинителя вреда имущественной ответственности необходимо установление совокупности следующих условий: наличие ущерба, доказанность его размера, установление противоправности поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим ущербом.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (
пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (
пункт 2 статьи 1064 названного Кодекса). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Правовые подходы в отношении споров по требованиям о взыскании убытков определены в
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
В соответствии со
статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив факт причинения ущерба в результате пожара лесам, находящимся в административных границах Чебаркульского муниципального района, указал, что ущерб за вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию в пользу именно этого муниципального образования, оснований для взыскания ущерба в пользу Управления не имеется.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя иск, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущественная ответственность за причинение ущерба лесам регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными
статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений
пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (
пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности (
статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации), а также взыскания вреда, причиненного лесам (
статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в
пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Пунктом 3 названного Постановления от 30.11.2017 N 49 разъяснено, что с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно
приказу Рослесхоза от 28.12.2018 N 1079 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, администрируют доходы федерального бюджета, а также осуществляют проведение принудительного взыскания с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов.
Как выявлено апелляционным судом, в
Перечне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (приложение N 1 к приказу от 28.12.2018 N 1079) поименовано Главное управление лесами Челябинской области. В этой связи апелляционный суд правомерно указал, что Управление является надлежащим истцом по искам о причинении вреда лесам.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акт от 27.05.2020 N 5 о лесном пожаре, постановление о назначении административного наказания от 23.12.2020 N 60, согласно которому причиной лесного пожара послужил переход огня с земельного участка, который находится в муниципальной собственности Варламовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, учитывая решения Чебаркульского городского суда от 16.04.2021 N 12-22/2021, Челябинского областного суда от 17.06.2021 по делу N 7-402/2021, суды установили факт причинения вреда лесам в результате пожара, возникшего по вине ответчика - Администрации Варламовского сельского поселения.
Расчет вреда в сумме 822 100 руб., выполненный Управлением на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и
постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", ответчиком с приведением документального обоснования не был опровергнут.
Конкретных доводов, свидетельствующих о несогласии с выводами судов в указанной части, в кассационной жалобе не приведено.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований при установленных по делу обстоятельствах был основан на том, что в соответствии с приказом Главного управления лесами Челябинской области от 30.11.2018 N 704 Варламовское участковое лесничество относится к Чебаркульскому муниципальному району, в связи с чем сумма ущерба за вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию в пользу Чебаркульского муниципального района, оснований для ее взыскания в пользу истца не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции и взыскивая в пользу Управления спорные денежные средства в возмещение причиненного пожаром вреда лесам, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что в силу закона (
часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности
Так, при исследовании фактических обстоятельств дела апелляционный суд выявил, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:314 Варламовского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, кварталы с 1 по 158, находится на землях лесного фонда и принадлежит Российской Федерации на праве собственности, пожар возник на земельном участке с кадастровым номером 74:23:1034002:105 (Челябинская область, р-н Чебаркульский, 970 м на запад от перекрестка автодорог "Кочкарь - Варламово" и "Варламово - Шабунина"), который принадлежит на праве собственности Варламовскому сельскому поселению, и распространился на земли лесного фонда в квартале 111, выделы 9, 15, 16, 21 Варламовского участкового лесничества Чебаркульского лесничества.
То обстоятельство, что квартал 111 Варламовского участкового лесничества Чебаркульского лесничества полностью входит в земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:3140, кварталы с 1 по 158, находится на землях лесного фонда и принадлежит Российской Федерации на праве собственности, заявителем кассационной жалобы не опровергнут.
Обстоятельство того, что Варламовское участковое лесничество Чебаркульского лесничества находится в рамках административных границ Чебаркульского муниципального района, свидетельствует лишь о его территориальном местоположении и не свидетельствует о том, что указанное лесничество относится к собственности муниципального образования, на что верно указано апелляционным судом.
Установив, что в результате пожара по вине ответчика нанесен ущерб лесному фонду Российской Федерации, а истец - Управление осуществляет администрирование доходов по коду бюджетной классификации, который предусматривает администрирование платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае именно Управление является надлежащим истцом по делу, в пользу которого должно быть произведено взыскание.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы по существу спора отклоняются судом округа в полном объеме как основанные на неправильном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам. Иное толкование заявителем жалобы норм, регулирующих спорные правоотношения, о судебной ошибке не свидетельствуют.
Апелляционный суд, устраняя нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных названным судом доказательствах, в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (
статьи 286,
287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции, которым было отменено решение суда первой инстанции (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А76-25334/2021 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация Варламовского сельского поселения" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
А.С.ПОЛУЯКТОВ
И.А.ТАТАРИНОВА