Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.2015 N Ф09-1526/15 по делу N А50-9876/2014
Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Обстоятельства: Разрешение отменено ввиду отсутствия документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, несоответствия параметров объекта проектной документации, невыполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как в спорном постановлении не отражено, каким техническим условиям не соответствует объект, какие документы отсутствуют, какие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не выполнены застройщиком.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.2015 N Ф09-1526/15 по делу N А50-9876/2014
Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Обстоятельства: Разрешение отменено ввиду отсутствия документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, несоответствия параметров объекта проектной документации, невыполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как в спорном постановлении не отражено, каким техническим условиям не соответствует объект, какие документы отсутствуют, какие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не выполнены застройщиком.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. N Ф09-1526/15
Дело N А50-9876/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Кондратовского сельского поселения (ИНН: 5948028609, ОГРН: 1055907352665; далее - администрация) на
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.09.2014 по делу N А50-9876/2014 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Строительно-монтажный трест N 14" (ИНН: 5902183908, ОГРН: 1025900513781; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (ИНН: 5948024308, ОГРН: 1035902106074).
Решением суда от 24.09.2014 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" признано недействительным как не соответствующее законодательству о градостроительной деятельности. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит проверить законность решения суда первой инстанции и
постановления апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судами положений Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает на то, что представленные ею в арбитражный суд доказательства не получили надлежащей судебной оценки. По мнению администрации, ошибочным является вывод судов о преюдициальном значении судебных актов судов общей юрисдикции.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные
акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обжалуемые судебные
акты являются законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных
актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела архитектурно-строительной инспекцией Пермского муниципального района 29.03.2013 выдано обществу разрешение N RU 5952600-23/2013 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" сроком действия до 30.11.2013.
Строительство названного объекта капитального строительства осуществлено обществом на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 59:32:0630006:131, площадью 4224 кв. м, расположенном на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под жилую застройку многоэтажную, и находящемся по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д. Кондратово, ул. Камская, 3.
Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края 25.10.2013 подписан акт итоговой проверки N 1-752-2013 о соответствии объекта "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" требованиям, установленным техническими регламентами и проектной документации шифр 1-12.
Обществу 29.10.2013 выдано заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное приказом начальника Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 29.10.2013 N 155-с.
Архитектурно-строительной инспекцией Пермского муниципального района 01.11.2013 выдано обществу разрешение N RU 59526000-32/2013 на ввод объекта "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" в эксплуатацию.
Постановлением администрации от 16.04.2014 N 81 разрешение N RU 59526000-32/2013 на ввод объекта "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" в эксплуатацию отменено.
Считая постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" недействительным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" недействительным, суды исходили из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта администрации требованиям законодательства о градостроительной деятельности. При этом суды указали на наличие оснований для возложения на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу
ч. 1 ст. 198,
ст. 200,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно
п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
На основании
п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится, в частности выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что постановлением Главы Кондратовского сельского поселения от 31.03.2014 N 47 утвержден Административный регламент администрации Кондратовского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", п. 3.5 которого регламентирована процедура отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, критерии принятия решения об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также указано, что решение об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию оформляется постановлением администрации Кондратовского сельского поселения.
Судами с учетом правильного применения указанных норм права сделан обоснованный вывод о том, что при вынесении оспариваемого постановления от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" администрация действовала в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В
ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса перечислены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из содержания
ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в
ч. 3 названной статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Судами выявлено, что основанием для отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и принятия оспариваемого постановления от 16.04.2014 N 81 явились выявленные администрацией по результатам выполнения административной процедуры нарушения градостроительных норм, в частности
п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения,
п. 4 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса, выразившиеся в несоответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, а именно невыполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и инженерным изысканиям, указанных в положительном заключении государственной экспертизы от 13.03.2013 N 59-14-0109-13.
Вместе с тем судами при рассмотрении материалов дела указано, что в оспариваемом постановлении администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" не отражено, каким именно техническим условиям не соответствует выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также - какие именно документы отсутствуют, не указано, какие именно мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не выполнены застройщиком.
При этом судами дана оценка расчету противопожарных расстояний, выполненному специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Пожарная безопасность", заключением которого подтверждается выполнение условий безопасности противопожарных расстояний.
Судами также с учетом положений
ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты во внимание имеющие преюдициальное значение для данного конкретного спора судебные акты Пермского районного суда Пермского края и Пермского краевого суда по делу N 2-618/2014, которыми установлен факт предоставления обществом заявления и всех необходимых документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также отсутствие предусмотренных
ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном
ст. 65,
67,
68,
71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела несоответствия выданного обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требованиям действующего законодательства и, соответственно, об отсутствии у администрации оснований для вынесения оспариваемого постановления от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
При этом суды указали на наличие нарушений оспариваемым ненормативным правовым актом администрации прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования и признали оспариваемое постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" недействительным.
Ссылка администрации, изложенная в кассационной жалобе, на то, что представленные ею в арбитражный суд доказательства не получили надлежащей судебной оценки подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка администрации, изложенная в кассационной жалобе, на отсутствие оснований для придания преюдициального значения судебным актам судов общей юрисдикции была предметом рассмотрения апелляционного суда и ей была дана надлежащая правовая оценка, согласно которой в данном конкретном случае положения
ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применены правомерно, поскольку в споре по делу N 2-618/2014 участвовали и общество и администрация, а установленные судами двух инстанций обстоятельства преюдициальное значение для разрешения спора, рассматриваемого арбитражным судом, имеют.
Иные доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции,
постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные
акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.09.2014 по делу N А50-9876/2014 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кондратовского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО