Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2017 N Ф09-7391/17 по делу N А60-15305/2017
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности для жителей подъезда жилого многоквартирного дома.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как длина путей эвакуации с самой дальней квартиры на верхнем этаже подъезда превышает установленный норматив, эвакуационный выход непосредственно наружу заложен кирпичом, управляющая организация, как лицо, несущее ответственность за надлежащее содержание имущества, обязана обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в части количества эвакуационных выходов и безопасную эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации - пожаре.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2017 N Ф09-7391/17 по делу N А60-15305/2017
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности для жителей подъезда жилого многоквартирного дома.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как длина путей эвакуации с самой дальней квартиры на верхнем этаже подъезда превышает установленный норматив, эвакуационный выход непосредственно наружу заложен кирпичом, управляющая организация, как лицо, несущее ответственность за надлежащее содержание имущества, обязана обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в части количества эвакуационных выходов и безопасную эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации - пожаре.
Содержание
Доводы управляющей компании, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в частности ст. 13, 166, 167, 168, 180 Жилищного кодекса, п. 3 приложения N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, ст. 7, 11, 16, 18, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 19 декабря 2017 г. N Ф09-7391/17
Дело N А60-15305/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - общество, управляющая компания, заявитель) на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2017 по делу N А60-15305/2017 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управляющей компании - Зубова М.Н. (доверенность от 10.07.2017).
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности города Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 01.12.2016 N 138/1/1.
Решением суда от 09.06.2017 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 (судьи Васева Е.Е., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.)
решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управляющая компания просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, количество эвакуационных выходов в жилом многоквартирном доме N 37 соответствует требованиям пожарной безопасности.
Заявитель настаивает на том, что доказательств подтверждающих требование обустройства третьего эвакуационного выхода административным органом не предоставлено, на основании чего требования Пожарного надзора не подлежат исполнению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что административным органом в период с 11.11.2016 по 01.12.2016 проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 03.12.2015 N 183/1/1.
В ходе проведения проверки выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре, из лестничной клетки первого подъезда жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 37, эвакуационный выход непосредственно наружу заложен кирпичом.
По результатам проверки составлен акт от 01.12.2016 N 138 и выдано предписание от 01.12.2016 N 138/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, согласно которому управляющей компании в срок до 01.12.2017 предписано устранить выявленное нарушение.
Полагая, что предписание от 01.12.2016 N 138/1/1 является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из системного толкования
ч. 1 ст. 198,
ч. 4 ст. 200,
ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту на основании
ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Административный орган уполномочен проводить проверки пожарной безопасности граждан и юридических лиц и по ее результатам в случае выявления нарушений действующего законодательства выдавать предписания об устранении данных нарушений в соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В соответствии с
ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Часть 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ относит к нормативным документам по пожарной безопасности национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического
регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, и подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с
ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с
ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном
ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правилами от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу
подп. "е" п. 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с
п. 42 Правил от 13.08.2006 N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно
ст. 53 Федерального закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, в том числе: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
Правила N 390 содержат требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения и устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности
(пункт 1).
Согласно
п. 33 Правил N 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями
ст. 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В
подп. "б" п. 36 Правил N 390 содержится запрет при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
В соответствии с техническим паспортом в строении жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 37 имеются 4 эвакуационных выхода (три выхода из лестничных клеток 1, 2, 3, один - из помещения вестибюля).
На сегодняшний день в помещении вестибюля (отделен от коридора стеной) расположена парикмахерская, а выход из лестничной клетки 1-го подъезда заложен кирпичом.
Таким образом, вместо предполагаемых 4 эвакуационных выходов на год постройки здания 1970 года, на сегодняшний день функционируют два выхода.
Требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений устанавливает
свод правил "СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171.
В соответствии с
п. 4.2.4 СП 1.13130.2009 при наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено. Минимальное расстояние между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по формулам, указанным в данном
пункте свода правил.
При наличии двух эвакуационных выходов и более общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.
В силу
п. 4.4.6 СП 1.13130.2009 лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу.
Наибольшие расстояния от дверей квартир до лестничной клетки или выхода наружу следует принимать по
таблице 7 (
п. 5.4.3 СП 1.13130.2009).
В соответствии с требованиями, указанными в данных нормах, исходя из данных технического паспорта, заинтересованным лицом произведен расчет путей эвакуации с самой дальней квартиры на 5 этаже из тупикового коридора до ближайшего эвакуационного выхода, в соответствии с которым сделан вывод о том, что безопасность людей, проживающих в подъезде N 1, при пожаре не обеспечена заявителем (полученное при расчете расстояние 36 м, превышает установленный норматив - 25 м).
В нарушение указанных требований установлено, что для жителей первого подъезда спорного жилого дома не обеспечена безопасная эвакуация при возникновении чрезвычайной ситуации - пожаре.
Суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку по результатам проверки указанное нарушение было установлено и не опровергнуто документально, управляющая компания, которая несет ответственность за надлежащее содержание имущества, обязана обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в части количества эвакуационных выходов.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание от 01.12.2016 N 138/1/1 вынесено в отношении управляющей компании законно и обосновано.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным
ст. 67,
68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно
ст. 71 названного Кодекса. В силу
ч. 1,
2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Доводы управляющей компании, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в частности
ст. 13,
166,
167,
168,
180 Жилищного кодекса,
п. 3 приложения N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170,
ст. 7,
11,
16,
18,
24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно
ч. 1 ст. 288 названного Кодекса основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального или процессуального права, а также несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся доказательствам.
При этом в соответствии с
ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее.
Вместе с тем доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета норм
ч. 2 ст. 287 названного Кодекса, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной
ст. 286,
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (
постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2017 по делу N А60-15305/2017 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.А.КРАВЦОВА