Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 09.11.2022 N 309-ЭС22-20814 отказано в передаче дела N А50-26963/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2022 N Ф09-4287/22 по делу N А50-26963/2021
Требование: О привлечении общества к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушения в работе установленных и обслуживаемых средств пожарной защиты.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие состава правонарушения подтверждено, оснований для признания правонарушения малозначительным не усмотрено.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2022 N Ф09-4287/22 по делу N А50-26963/2021
Требование: О привлечении общества к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушения в работе установленных и обслуживаемых средств пожарной защиты.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие состава правонарушения подтверждено, оснований для признания правонарушения малозначительным не усмотрено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2022 г. N Ф09-4287/22
Дело N А50-26963/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вулкан" (далее - общество, заявитель) на
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2022 по делу N А50-26963/2021 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Симонова Н.А. (доверенность от 13.01.2022, диплом).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в лице государственного инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Орджоникидзевскому району 1 ОНПР по городу Перми Боровских Кирилла Сергеевича (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2022 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что в рамках лицензируемого вида деятельности обществом осуществляется техническое обслуживание ранее установленных монтажной организацией систем автоматической пожарной сигнализации (далее также - АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (далее также - СОУЭ), в том числе, на объекте Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевая клиническая, психиатрическая больница" (далее - учреждение), по адресу: г. Пермь, ул. 2-я Корсуньская, 10, на основании заключенного с учреждением гражданско-правового договора от 22.09.2020 N 484, работы по которому выполняются обществом в полном объеме. Утверждает, что выявленные административным органом нарушения, находятся вне договорных обязательств общества перед заказчиком (учреждением). Отмечает, что для приведения систем АПС и СОУЭ в нормативное состояние необходимо произвести работы по разработке проектной документации, монтажу систем пожарной автоматики, виды и объемы которых не предусмотрены договором, о чем, исполнителем (обществом) неоднократно направлялись заказчику письма с просьбой, в кратчайшие сроки, привести системы АПС и СОУЭ в работоспособное состояние и организовать повторное первичное обследование в той части, где выполнены работы, а также поскольку общество является организацией, имеющей лицензию на данные виды работ, с предложением о заключении договора на их выполнение. Указывает, что обществом при выполнении работ по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, проведено ее обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности и составлен акт первичного обследования пожарной автоматики, в котором зафиксированы, все выявленные неисправности и даны рекомендации по, исправлению нарушений. Отмечает, что заказчик не стал исключать неисправный объект из договора, убедив исполнителя в том, что поэтапно производит исправление всех выявленных нарушений. Между тем на момент проверки управлением указанные работы учреждением не проведены, систем АПС и СОУЭ в нормативное состояние не приведены. Отмечает, что по остальным объектам договора, исполнителем выполнены работы в объеме и сроки в соответствии условиями договоров, что подтверждает качественное выполнение обществом работ. В связи с этим полагает, что в действиях общества отсутствует событие, вина и, соответственно, состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Относительно нарушений, указанных в пунктах 1, 4, 6, 7, 8, 9 общество полагает, что для оценки состояния средств обеспечения пожарной безопасности при проведении технического обслуживания и проведении проверки соответствия систем необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами действующими на момент проектирования систем, которым является 2005 год, тогда как управлением неправомерно вменяется в вину заявителя нарушение требований нормативно-правовых актов, которого вступили в силу после издания рабочей документации и производства работ по монтажу АПС и СОУЭ, то есть после 2005 года.
Заявитель со ссылкой на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 21.01.2022 по делу N 5-34/2022, указывает на наличие нарушений в протоколе об административном правонарушении в части описания обстоятельств выявленных нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 24.07.2013 N 4-Б/01052.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Своде правил "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 175, пункт 14.31 отсутствует. | |
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении учреждения по адресу: г. Пермь, ул. 2-я Корсуньская, 10, на основании решения от 27.09.2021 N 943, административным органом выявлены нарушения требований при производстве работ по обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, зафиксированные в акте плановой выездной проверки от 22.10.2021 и отраженные в заключениях федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Пермскому краю" (далее - испытательная пожарная лаборатория) от 18.10.2021 N 128-3-7, 128-3-7/1 по результатам комиссионной проверки работоспособности пожарной сигнализации, от 18.10.2021 N 128-3-8, 128-3-8/1 по результатам комиссионной проверки работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в которых установлено, что выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении лицензиатом
пунктов 1 статьи 54,
пункта 4 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ),
пунктов 12.56,
13.3 НПБ 88-2001 "Нормы пожарной безопасности установки пожаротушения и сигнализации, нормы и правила проектирования" (далее - НПБ 88-2001),
пункта 3.3 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружения" (далее - НПБ 104-03); пункта 14.31 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования";
таблицы 2 ГОСТ Р 53315-2009 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" (далее - ГОСТ Р 53315-2009), а именно: корпус N 2 1. Пожарная сигнализация (далее также - ПС) на момент проверки и в объеме проведенной проверки, находилась в неработоспособном состоянии; 2. В помещениях объекта защиты установлено по два пожарных извещателя при использовании аналоговой системы ПС; 3. В помещении, где размещены приборы приемно-контрольные охранно-пожарные (далее также - ППКОП) и приборы управления, не работает аварийное освещение; 4. При имитации срабатывания ПС от извещателей в коридорах (подвал <...> психиатрическое отделение, 2 этаж), в палате N 36 (3 этаж), на ППКОП не отобразился сигнал "ПОЖАР" и не включилась система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее также - СОУЭ); 5. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на момент проверки и в объеме проведенной проверки, находилась в неработоспособном состоянии. Корпус N 3 6. Пожарная сигнализация на момент проверки и в объеме проведенной проверки, находилась в неработоспособном состоянии; 7. Пожарная сигнализация, формирует сигнал на запуск СОУЭ при срабатывании двух пожарных извещателей, при этом в защищаемых помещениях установлено менее трех пожарных извещателей; 8. Не соответствует тип исполнения электрических проводов и кабелей ПС (фактически применены провода марки КСПВ, не в огнестойком исполнении) при требуемом типе исполнения кабельного изделия (A) FRLSLTx; 9. При срабатывании ПС от извещателя ручного у эвакуационного входа, на ППКОП не отобразился сигнал "ПОЖАР" и не включилась СОУЭ.
По результатам проверки административным органом в отношении общества вынесено предписание от 22.10.2021 N 943/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 05.09.2022.
Указанные нарушения послужили основанием для составления управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении от 29.10.2021 N 112 по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела и заявление о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, привлек общество к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, оставив судебный акт без изменения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В
примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в занятии лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии) с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.
На основании
подпункта 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с
частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128) установлено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к этому
Положению.
На основании
подпункта "д" пункта 4 Положения N 1128 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктом "б" и (или)
"д" пункта 4 этого Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ (
пункт 5 Положения N 1128).
В
части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера: 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно гражданско-правовому договору от 22.09.2020 N 484 общество выполняет работы по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией, в том числе, на объекте учреждения по адресу: г. Пермь, ул. 2-я Корсуньская, 10, приняв по названному договору на себя техническое обслуживание систем и средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании
пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ положения этого Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при техническом обслуживании объектов защиты.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом положений гражданского - правового договора, суды обоснованно посчитали, что на обществе, как на лице, имеющем соответствующую лицензию, в силу закона лежит обязанность по надлежащему техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а при выявлении несоответствия средств пожарной защиты установленным требованиям пожарной безопасности - по извещению об этом заказчика и по согласованию с ним принятие соответствующих мер по надлежащему функционированию противопожарных систем. Наряду с условиями названного договора общество, имеющее лицензию и выполняющее работы в соответствии с договором и лицензией, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, отступления от этих требований организацией, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, недопустимы. Приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию технических средств пожарной сигнализации, системы оповещения и эвакуации общество тем самым приняло на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной сигнализации.
Таким образом, вывод судов о том, что общество является лицом, ответственным за выявленные нарушения, соответствует нормам права и материалам дела.
Согласно
статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 4.1 ГОСТ Р 54101-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт", утвержденного
приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 768-ст (далее - ГОСТ Р 54101-2010), проведение работ по техническому обслуживанию (далее - ТО) и текущему ремонту (далее - ТР) в соответствии с этим стандартом организует собственник или предприятие (учреждение), имеющее право хозяйственного ведения или оперативного управления с момента приемки системы в эксплуатацию.
Из
пункта 4.2 ГОСТ Р 54101-2010 следует, что ТО и ТР систем проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией, что достигается следующими действиями: осуществление постоянного контроля технического состояния и правильности функционирования систем в целом; периодическая проверка (путем измерений, испытаний) соответствия параметров требованиям технической (эксплуатационной) документации; проведение комплекса работ по поддержанию работоспособности систем в течение всего срока эксплуатации; своевременная замена отдельных составляющих и частей систем, регламентированных технической документацией на них; и т.д.
До принятия системы на техническое обслуживание рекомендуется проведение первичного обследования системы на объекте (
пункт 5.3.1 ГОСТ Р 54101-2010).
Проведение первичного обследования системы после приемки системы в эксплуатацию обеспечивает организация, для чего она создает комиссию по первичному обследованию системы с привлечением должностного лица организации, представителя(ей) исполнителя и, при необходимости, третьего(их) независимого(ых) лица (лиц).
По результатам первичного обследования системы комиссия составляет акт первичного обследования системы, утверждаемый уполномоченным представителем организации (
пункт 5.3.5 ГОСТ Р 54101-2010).
Работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем (
постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Таким образом, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
С учетом указанных норм, судами верно сделан вывод, что общество, осуществляя деятельность по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обязано выявить неисправности и несоответствия АПС и СОУЭ и незамедлительно сообщить об этом заказчику, а также предпринять все зависящие от него, как ответственного лица, меры для устранения выявленных нарушений.
Между тем, исследовав и оценив материалы дела, суда не установили обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении обществом обследования состояния противопожарной системы, в котором были зафиксированы несоответствия требованиям пожарной безопасности и указаны рекомендации по полной замене АПС и СОУЭ согласно действующих на сегодняшний день норм пожарной безопасности.
Доказательств составления данных актов, проведения обследования состояния противопожарной системы, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Судами правомерно не приняты в качестве доказательств, представленные скриншоты об отправлении сведений посредством электронной почты, как не позволяющие соотнести осуществленное отправление с конкретным содержанием, уведомления о приостановке выполнения работ по гражданско-правовому договору от 12.12.2021 N 94/12, как составленные после выявления вменяемых нарушений.
Судами правомерно указано на то, что дефектный акт, на который обществом ссылается письме от 20.12.2020 N 159/20, материалы дела не содержат, при этом представленная почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении указанного письма, является нечитаемой.
Судами дана оценка представленным в материалы дела актам технического обслуживания за период с января по сентябрь 2021 года, согласно которой установлено, что обществом выявлялись различные неисправности обслуживаемой системы, однако, доказательств принятия мер по устранению неисправностей материалы дела не содержат.
В связи с этим, как обоснованно заключили суды, как профессиональный участник рассматриваемой области деятельности, располагая сведениями о наличии отдельных недостатков систем АПС и СОУЭ, установленных в обслуживаемых объектах пожарной защиты, общество при исполнении обязательств по техническому обслуживанию лишь указывало в ежемесячных актах технического обслуживания на частичную неработоспособность обслуживаемой системы.
Факты наличия в действиях общества нарушений требований при производстве работ по обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены судами и подтверждены материалами дела, в том числе актом плановой выездной проверки от 22.10.2021, заключениями испытательной пожарной лаборатории от 18.10.2021 N 128-3-7, 128-3-7/1 и от 18.10.2021 N 128-3-8, 128-3-8/1, протоколом об административном правонарушении от 29.10.2021 N 112
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности, суды обоснованно сделали вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Признавая наличие вины общества в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями
статей 1.5,
2.1 КоАП РФ обоснованно исходили из того, что при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, обществом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при отсутствии доказательств объективной невозможности их соблюдения.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно сделали вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного
статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
При назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. в минимальном размере, установленного санкцией
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, судами учтены цели административного наказания, установленные в
статье 3.1 КоАП РФ, а равно принципы разумности и справедливости.
По причине потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан вследствие допущенных нарушений, суды верно указали на отсутствие правовых оснований для замены штрафа на предупреждение по правилам
статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные управление требования.
Судом округа принято во внимание, что в связи с принятием Федерального
закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ, которым внесены изменения в
КоАП РФ, названный
Кодекс дополнен
статьей 4.1.2, устанавливающей субъектам малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, штраф как для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть, согласно санкции
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей, учитывая, что данный Федеральный
закон имеет обратную силу согласно
части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, поскольку смягчают административную ответственность общества, которое является субъектом малого и среднего предпринимательства, отнесено к микропредприятиям и по состоянию на момент совершения административного правонарушения включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а штраф обществом не уплачен, определением Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2022 признано не подлежащим исполнению решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-26963/2021 в части взыскания с общества административного штрафа, в размере, превышающем 4000 руб.
Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (
статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (
статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании
подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 24.05.2022 N 57 государственная пошлина в размере 1500 руб.
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2022 по делу N А50-26963/2021 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вулкан" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вулкан" из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 24.05.2022 N 57, за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
В.А.ЛУКЬЯНОВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ