Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2019 N 309-ЭС19-9989 отказано в передаче дела N А76-16342/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2019 N Ф09-1136/19 по делу N А76-16342/2018
Требование: О признании незаконным отказа в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, обязании переоформить лицензию.
Обстоятельства: Отказ связан с указанием обществом в качестве места осуществления деятельности жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не является нанимателем или арендатором указанного помещения, не вправе использовать его в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности, при этом доказательств соблюдения установленных законом ограничений в использовании жилого помещения не представлено.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2019 N Ф09-1136/19 по делу N А76-16342/2018
Требование: О признании незаконным отказа в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, обязании переоформить лицензию.
Обстоятельства: Отказ связан с указанием обществом в качестве места осуществления деятельности жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не является нанимателем или арендатором указанного помещения, не вправе использовать его в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности, при этом доказательств соблюдения установленных законом ограничений в использовании жилого помещения не представлено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 13 марта 2019 г. N Ф09-1136/19
Дело N А76-16342/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВРТ-Групп" (далее - общество, заявитель) на
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2018 по делу N А76-16342/2018 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Ануфриева О.В. (доверенность от 15.05.2018 N 1), Драничников А.А. (доверенность от 03.12.2018 N 2).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения, оформленного в виде приказа от 12.04.2018 N 237, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС России по Челябинской области, управление) об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также просило обязать ГУ МЧС России по Челябинской области переоформить лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении общества.
Решением суда от 22.10.2018 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что им при подаче заявления о переоформлении лицензии был указан адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: Челябинская область, г. Златоуст, Северо-Запад 1-й квартал, д. 16, кв. 76.; адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности обществом не изменен; данный адрес указан в лицензии от 18.07.2017 N 74-Б/00498; общество является арендатором помещения по адресу: 456219, Челябинская область, г. Златоуст, Северо-Запад 1-й квартал, д. 16, кв. 76, и вправе обозначать его в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности; представление документов, содержащих сведения об адресе места осуществления лицензируемого вида деятельности (документы о праве собственности, договоры аренды и т.д.), в лицензирующий орган при переоформлении лицензии в силу Федерального
закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и
Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение N 1225), не предусмотрено; в случае несоответствия или представления неполного комплекта документов согласно
пункту 3.3.5 Приказа МЧС России от 28.05.2012 N 291 в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления соискателю направляется уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, однако никаких уведомлений обществу не поступало; кроме того, в отношении общества была проведена проверка, в ходе которой управлением не было выявлено в заявлении о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; ни в акте от 09.04.2018 N 25, ни в приказе ГУ МЧС России по Челябинской области от 12.04.2018 N 237 не отражено наличие недостоверной или искаженной информации в представленных обществом заявлении о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документах.
По мнению общества, законодательством не предусмотрены лицензионные требования к месту осуществления лицензируемого вида деятельности; данная позиция также отражена в письме директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Еникеева Р.Ш. от 21.01.2019 N 19-16-116; использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных
частями 2 и
4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); согласно
части 3 статьи 17 ЖК и
части 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств; на основании
статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" промышленное производство (промышленность) - определенная на основании Общероссийского
классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений, соответственно, монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения не является промышленным производством; пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями.
Заявитель жалобы полагает, что при намерении выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, он не нарушает нормы
ЖК РФ и
ГК РФ и требования, установленные
пунктами 9.3,
9.4,
9.7,
9.8 НПБ 166-97,
пункты 90,
91,
92 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"; кроме того, нормы
ЖК РФ и
ГК РФ и требования
пунктов 9.3,
9.4,
9.7,
9.8 НПБ 166-97,
пунктов 90,
91,
92 указанного постановления Правительства Российской Федерации не являются лицензионными требованиями при намерении лицензиата выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, и, соответственно, не могут служить основанием для отказа в переоформлении лицензии.
Общество считает, что полностью соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным
частью 9 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ,
пункту 10 Положения N 1225; в отношении общества не принималось решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности. Таким образом, не имеется оснований для отказа в переоформлении лицензии от 18.07.2017 N 74-Б/00498.
По мнению заявителя жалобы, решение об отказе в переоформлении лицензии нарушает его права и законные интересы, влечет неблагоприятные последствия в виде упущенной экономической выгоды вследствие невозможности заключения потенциальных договоров и расторжения предварительно заключенных договоров на монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения по причине невозможности выполнения обществом договорных обязательств ввиду отсутствия лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.03.2018 общество обратилось в ГУ МЧС России по Челябинской области с заявлением о переоформлении лицензии от 18.07.2017 N 74-Б/00498 в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с распоряжением начальника ГУ МЧС России по Челябинской области от 28.03.2018 N 25 управление провело проверку соответствия лицензиата требованиям при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
По результатам проверки составлен акт от 09.04.2018 N 25 и принят приказ от 12.04.2018 N 237, которым обществу отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным
законом N 99,
Положением N 1225 на основании несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным
статьями 17 ЖК РФ и
288 ГК РФ.
Полагая, что решение об отказе в переоформлении лицензии (приказ от 12.04.2018 N 237) является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что жилое помещение не может являться местом осуществления лицензируемого вида деятельности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, предусмотренных
статьями 65,
71,
200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
На основании
пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В силу
статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, понимается объект, который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Согласно
части 1 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором, в том числе, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных
частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного
частью 5 названной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Согласно
пункту 4 Положения N 1225 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг; б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) профессионального образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, а также минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности, составляющего 3 года, - для индивидуального предпринимателя; г) повышение квалификации лиц, указанных в
подпунктах "б" и
"в" данного пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет; д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности"; е) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены
частью 4 статьи 145 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Судами установлено, что обществом в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указано жилое помещение, которое в силу
статьи 17 ЖК РФ,
пункта 2 статьи 288 ГК РФ,
пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" может использоваться для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности только с соблюдением требований, установленных
частями 2,
3,
4 статьи 17 ЖК РФ,
пунктом 3 статьи 288 ГК РФ.
Доказательств соблюдения названных ограничений обществом не представлено; кроме того, судами установлено, что общество не является нанимателем или арендатором указанного жилого помещения, в силу чего не вправе использовать его в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности, что свидетельствует о представлении лицензиатом недостоверных сведений при обращении с заявлением о переоформлении лицензии.
При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным решения (приказ от 12.04.2018 N 237) управления об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также об обязании ГУ МЧС России по Челябинской области переоформить лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении общества.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Заявитель кассационной жалобы не учитывает, что
часть 2 статьи 17 ЖК РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности только проживающими в нем на законных основаниях гражданами.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными
статьями 65,
71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2018 по делу N А76-16342/2018 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВРТ-Групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
В.А.ЛУКЬЯНОВ