Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 20.02.2023 N 309-ЭС22-29426 отказано в передаче дела N А60-48635/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2022 N Ф09-7301/22 по делу N А60-48635/2021
Требование: О признании недействительными представлений уполномоченного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности Государственным учреждением, в соответствии с вынесенными представлениями учредителю надлежит устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в качестве условия, способствовавшего совершению правонарушения, установлено недостаточное финансирование учреждения, финансирование соответствующих мероприятий относится к непосредственной компетенции учредителя.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2022 N Ф09-7301/22 по делу N А60-48635/2021
Требование: О признании недействительными представлений уполномоченного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности Государственным учреждением, в соответствии с вынесенными представлениями учредителю надлежит устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в качестве условия, способствовавшего совершению правонарушения, установлено недостаточное финансирование учреждения, финансирование соответствующих мероприятий относится к непосредственной компетенции учредителя.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2022 г. N Ф09-7301/22
Дело N А60-48635/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Вдовина Ю.В., Ивановой С.О.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-48635/2021 принято 22.08.2022, а не 27.08.2022. | |
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) на
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2022 по делу N А60-48635/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства Будкевич Л.А., доверенность от 14.01.2022 N 07-03-03/6, диплом.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заместителю главного государственного инспектора Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - административный орган, Управление) о признании недействительными представлений от 10.08.2021 N 1274, 1275.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лювена" Кировского района города Екатеринбурга" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что причины и условия, которые привели к совершению учреждением административного правонарушения, касаются деятельности учреждения и его руководителя, то есть внутренней организации работы учреждения по выполнению требований пожарной безопасности. При этом Министерство отмечает, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возложена непосредственно на директора учреждения. В связи с этим Министерство полагает, что возложение на него обязанности по устранению условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является незаконным и необоснованным.
Кроме того, Министерство ссылается на то, что суд апелляционной инстанции неправильно применил Положение о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП (далее - Положение N 485-ПП).
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 21.07.2021 по 03.08.2021 на основании решения от 19.07.2021 N 915 отделом надзорной деятельности Управления проведена плановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Ползунова, 51, в отношении учреждения, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 03.08.2021 N 915 и вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 03.08.2021 N 915. Постановлениями о назначении административного наказания от 10.08.2021 N 1274, 1275 должностное лицо учреждения и само учреждение признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
В соответствии с уставом учреждение является некоммерческой организацией, входит в государственную систему социальных служб Свердловской области. Учредителем и собственником имущества учреждения является Свердловская область. От имени Свердловской области функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, административный орган на основании
статьи 29.13 КоАП РФ, вынес в адрес Министерства представления от 10.08.2021 N 1274, 1275, согласно которым Министерству надлежало устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. В соответствии с
частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ рассмотреть настоящие представление в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление.
Министерство предупреждено, что за непринятие по представлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии со
статьей 19.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Полагая, что названные представления недействительны, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемые представления являются недостаточно обоснованными, немотивированными и нарушают права и законные интересы Министерства, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, указав, что в качестве условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является недостаточное финансирование учреждения, а на основании Положения N 485-ПП финансирование соответствующих мероприятий относится к непосредственной компетенции Министерства, отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно
пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отдельное обжалование представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных
главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с
частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ предусматривает, что организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
На основании Положения N 485-ПП в сфере государственного управления Министерство осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, координирует их деятельность (подпункт 3 пункта 11).
В силу пункта 12 Положения N 485-ПП с целью реализации полномочий, указанных в пункте 11, Министерство осуществляет следующие функции: осуществляет финансирование подведомственных учреждений социального обслуживания, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; осуществляет формирование и утверждение государственного задания для подведомственных учреждений социального обслуживания в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставами этих учреждений; организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания (подпункт 11 введен Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 982-ПП).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о том, что организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности в учреждении, финансирование соответствующих мероприятий относится к непосредственной компетенции Министерства.
При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что в рассматриваемом случае внесение административным органом в адрес Министерства оспариваемых представлений не только способствует устранению причин и условий совершения административного правонарушения, но и соответствует интересам самого Министерства, поскольку информирует его о деятельности подведомственных ему учреждений.
В представлении отсутствует указание на необходимость изыскания и выделения Министерством дополнительных финансовых средств на обеспечение соблюдения учреждением требований пожарной безопасности. Следовательно, не имеется оснований полагать, что оспариваемыми представлениями на Министерство возложены обязанности в сфере его экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований.
Доводы кассационной жалобы Министерства сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с этим на основании
статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Иное толкование Министерством положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 по делу N А60-48635/2021 Арбитражного суда Свердловской области по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
С.О.ИВАНОВА