Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2020 N Ф09-3357/20 по делу N А50-27744/2019
Требование: Об отмене ненормативного акта уполномоченного органа.
Обстоятельства: В акте указано на необходимость установления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (нарушению норм пожарной безопасности).
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как суды не учли, что в отношении арендатора нежилого помещения выездная проверка не назначалась и не проводилась, оспариваемый акт выдан по итогам плановой проверки иного лица; заявитель не был извещен о проведении проверки, не участвовал в ней, у него не запрашивались необходимые для проверки документы и информация, с распоряжением о проведении плановой выездной проверки и актом проверки ознакомлен только собственник здания.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2020 N Ф09-3357/20 по делу N А50-27744/2019
Требование: Об отмене ненормативного акта уполномоченного органа.
Обстоятельства: В акте указано на необходимость установления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (нарушению норм пожарной безопасности).
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как суды не учли, что в отношении арендатора нежилого помещения выездная проверка не назначалась и не проводилась, оспариваемый акт выдан по итогам плановой проверки иного лица; заявитель не был извещен о проведении проверки, не участвовал в ней, у него не запрашивались необходимые для проверки документы и информация, с распоряжением о проведении плановой выездной проверки и актом проверки ознакомлен только собственник здания.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 6 июля 2020 г. N Ф09-3357/20
Дело N А50-27744/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бета Пермь" (далее - общество) на
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.11.2019 по делу N А50-27744/2019 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене представления от 13.08.2019, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в лице 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому муниципальному району, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам (далее - управление).
Решением суда от 21.11.2019 (судья Седлерова С.С.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что проверка проведена управлением с грубым нарушением установленных Федеральным
законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) требований к организации и проведению проверок, поскольку общество не было уведомлено как о проведении плановой проверки, так и не было ознакомлено с актом проверки. В отношении общества в едином реестре проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации также отсутствуют сведения о проведении плановой/внеплановой проверки, таким образом, имели место нарушения, указанные в
пунктах 1,
4,
7 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, которые являются грубыми.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.03.2017 между обществом с ограниченной ответственностью ПКФ "Уралстроймонтаж" (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунистическая, 15а.
На основании распоряжений заместителя начальника управления от 11.03.2019 N 35, от 11.04.2019 N 71 в отношении общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Уралстроймонтаж" проведена плановая выездная проверка в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, по итогам которой составлен акт проверки от 17.05.2019.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом управления вынесено постановление от 13.08.2019 N 103, которым общество привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 75 000 руб. с учетом
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Основанием для вынесения постановления и привлечения общества к административной ответственности явились установленные факты нарушения им требований пожарной безопасности в арендуемых помещениях.
Рассмотрев постановление от 13.08.2019 N 103 по делу об административном правонарушении, управление выдало обществу представление от 13.08.2019, в котором указано на необходимость рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и письменно сообщить о принятых мерах.
Полагая, что представление управления от 13.08.2019 вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что основания для признания оспариваемого представления управления незаконным отсутствуют.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований и отклоняя доводы общества о допущенных административным органом нарушениях требований
Закона N 294-ФЗ, исходили из того, что неизвещение о проверке всех пользователей помещений в здании, являющемся объектом проверки, по смыслу норм Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) при наличии уведомления собственника здания не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки.
Между тем, судами при разрешении спора не учтено, что в отношении арендатора нежилого помещения выездную проверку заинтересованное лицо не назначало и не проводило, оспариваемое предписание выдано надзорным органом по итогам плановой выездной проверки общества "Аринин двор" со ссылкой на
Закон N 294-ФЗ. Общество не было извещено о проведении проверки, не участвовало в ней, у него не запрашивались документы и (или) информация, необходимые для проведения проверки, с актом проверки не ознакомлено. С распоряжением о проведении плановой выездной проверки и актом проверки ознакомлен только собственник спорного здания.
Суд кассационной инстанции отмечает, что ссылаясь на нормы
Закона N 69-ФЗ, надзорный орган не учитывает, что названный
закон, устанавливая особенности проведения проверок при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, не исключает применение
Закона N 294-ФЗ.
На основании
статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В
пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (
статья 29.13 КоАП РФ).
Предусмотренные
статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена
статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным
параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных
главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
частям 1,
2,
3,
4,
4.1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 28.4,
частями 1,
3 и
4 статьи 28.6 данного Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного
Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные
КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из разъяснений, содержащихся в
пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу
части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В силу
части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных
частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (
пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
На основании
части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в
пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 КоАП РФ.
Статьями 25.1,
25.15,
28.2,
29.7 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) лицо, в отношении которого составляется протокол, рассматривается дело об административном правонарушении о факте, времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные
статьями 25.1,
28.2,
29.7 КоАП РФ.
Таким образом, названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении или при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные
статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что управлением проведена плановая выездная проверка на основании распоряжений заместителя начальника управления от 11.03.2019 N 35, от 11.04.2019 N 71 в отношении общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Уралстроймонтаж", по итогам которой составлен акт проверки от 17.05.2019 N 71.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом управления вынесено постановление от 13.08.2019 N 103, которым общество привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 75 000 руб. с учетом
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Рассмотрев постановление от 13.08.2019 N 103 по делу об административном правонарушении, управление выдало обществу представление от 13.08.2019, в котором указано на необходимость рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и письменно сообщить о принятых мерах.
Суды, принимая обжалуемые судебные акты, не установили составлялся ли управлением в отношении общества протокол об административном правонарушении; протокол от 09.07.2019 N 103, указанный в постановлении по делу об административном правонарушении от 13.08.2019 N 103, в материалах дела отсутствует.
Согласно
части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с
пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (
часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (
часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами не установлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором судам следует установить обстоятельства, связанные с составлением протокола об административном правонарушении и извещением общества о времени и месте его составления; дать оценку нарушениям, допущенным управлением при составлении протокола, в случае их подтверждения, на предмет существенности их характера и возможности устранения последствий, которые данными нарушениями вызваны, при рассмотрении дела.
Руководствуясь
статьями 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.11.2019 по делу N А50-27744/2019 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ