Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 N Ф09-3077/19 по делу N А71-15978/2018
Требование: О признании незаконным предписания органа строительства и муниципального хозяйства.
Обстоятельства: Управляющей организации предписано произвести демонтаж заложенных дверных проемов в подъездах многоквартирного дома, так как закладка запасных путей эвакуации произведена без согласования с собственниками и нарушает правила пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как запасные выходы из дома были предусмотрены проектной документацией, управляющая организация, демонтируя их путем закладки проема кирпичом, ликвидировала запасные (эвакуационные) выходы, что является нарушением требований пожарной безопасности, контролирующий орган провел проверку и выдал предписание в рамках своей компетенции.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 N Ф09-3077/19 по делу N А71-15978/2018
Требование: О признании незаконным предписания органа строительства и муниципального хозяйства.
Обстоятельства: Управляющей организации предписано произвести демонтаж заложенных дверных проемов в подъездах многоквартирного дома, так как закладка запасных путей эвакуации произведена без согласования с собственниками и нарушает правила пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как запасные выходы из дома были предусмотрены проектной документацией, управляющая организация, демонтируя их путем закладки проема кирпичом, ликвидировала запасные (эвакуационные) выходы, что является нарушением требований пожарной безопасности, контролирующий орган провел проверку и выдал предписание в рамках своей компетенции.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2019 г. N Ф09-3077/19
Дело N А71-15978/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис" (далее - общество, управляющая компания) на
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.11.2018 по делу N А71-15978/2018 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - управление) от 25.07.2018 N 22.
Решением суда от 30.11.2018 (судья Зорина Н.Г.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Муравьева Е.Ю., Гладких Е.О., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что согласно
пункту 8.14 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого, однако акт проверки от 25.07.2018 N 22 не содержит доказательств того, что после демонтажа дверного проема расстояние между сквозными проходами через лестничные клетки стало составлять более 100 метров один от другого.
По мнению общества, управлением не доказаны обстоятельства, послужившие основания для принятия оспариваемого предписания; оспариваемое предписание вынесено управлением в связи с нарушением обществом правил пожарной безопасности, тогда как судами рассмотрен вопрос о правомерности проведения управляющей компании работ без получения соответствующего разрешения.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.07.2018 в управление поступило обращение жителя дома N 62 по ул. Садовая, с. Завьялово, согласно которому двери в пожарном проходе (выходе) 5 секции многоквартирного дома были демонтированы силами управляющей компании, а сам проход заделан наглухо кирпичной кладкой, работы по демонтажу дверей 2 и 5 секций многоквартирного дома и заделке кирпичом с собственниками не согласовывались, работы проведены без их согласия и основания по оплате этих работ отсутствуют.
На основании приказа от 13.07.2018 N 87 в отношении общества в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая выездная проверка доводов, изложенных в обращении; задачей проверки являлось проверка требований законодательства по исполнению договора управления и соблюдения обязательных требований в части содержания общего имущества по адресу: Удмуртская Республика, с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62.
Обществом представлены протокол от 08.05.2018 N 62/02 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62; план работ на 2017 год; калькуляция на проведение работ по закладке дверного проема; пояснительное письмо по вопросу работоспособности заземляющего контура по адресу: Удмуртская Республика, с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62.
Согласно протоколу от 08.05.2017 N 62/02 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: с. Завьялово, ул. Садовая, д. 62, было принято решение об утверждении плана работ на 2017 год.
В плане работ на 2017 год работа по закладке дверного проема отсутствует, указан ремонт входной двери со стороны ул. Садовая, 5 подъезд, однако к плану работ прилагается калькуляция от 27.02.2017 на кладку, штукатурку, покраску стены дверного проема в 5 подъезде со стороны ул. Садовой.
При осмотре фасада многоквартирного дома N 62 было зафиксировано наличие заложенных дверных проемов (сквозных, то есть проходящих через 2 и 5 подъезды многоквартирного дома), что является нарушением
пункта 8.14 СП 4.13130.2013.
По результатам проверки составлен акт от 25.07.2018 N 62 и вынесено предписание от 25.07.2018 N 2202, согласно которому на управляющую компанию возложена обязанность произвести демонтаж заложенных дверных проемов в подъездах N 2, 5 многоквартирного дома N 62, ул. Садовая, с. Завьялово.
Считая вынесенное управлением предписание от 25.07.2018 N 2202 недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что оспариваемое предписание управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и интересы общества.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным
статьями 65,
71,
частями 4,
5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
На основании
пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе по проведению проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно пункту 3.2.10 Положения "Об Управлении архитектуры, строительства и муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Завьяловский район", утвержденного решением Завьяловского районного Совета депутатов от 26.08.2009 N 383 "Об учреждении Управления архитектуры, строительства и муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Завьяловский район", управление осуществляет исполнение отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору в случае наделения органов местного самоуправления муниципального образования "Завьяловский район" отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в соответствии с действующим законодательством.
Судами сделан правильный вывод о том, что управление наделено полномочиями по лицензионному контролю, вправе осуществлять проверки соблюдения порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществлению лицензионного контроля (
части 1,
2,
3 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с
частями 1,
1.1,
1.2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу
части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Аналогичная позиция содержится в
пунктах 16 и
42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которым управляющая организация обеспечивает надлежащее содержание общего имущества и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании
подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Таким образом, управляющая компания, принимая на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, возлагает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 18.11.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Общество, осуществляя функции по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома, относится к субъектам, обязанным обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
На основании
статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
пункту 1.1 СП 4.13130.2013 данный
Свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Пунктом 8.14 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
Судами установлено, что запасные выходы подъездов N 2, 5 многоквартирного дома были предусмотрены проектной документацией на дом, введенный в эксплуатацию в 2013 году; имеющиеся в материалах дела доказательства (акт проверки от 25.07.2018 N 22 с фототаблицами, обращение жителя кв. 26 д. 62 по ул. Садовая, с. Завьялово) свидетельствуют о нарушении обществом
пункта 8.14 СП 4.13130.2013 при управлении многоквартирным домом; управляющая компания, демонтируя дверной проем путем закладки проема кирпичом, ликвидировало запасной (эвакуационный) выход, что является нарушением
СП 4.13130.2013; доказательств соблюдения требований пожарной безопасности и принятия обществом соответствующих мер для их соблюдения, в материалы дела управляющей компанией не представлено.
При указанных обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемое предписание управления соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя кассационной жалобы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным
статьями 65,
71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь
статьями 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.11.2018 по делу N А71-15978/2018 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальный сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО