Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2023 N Ф09-7920/22 по делу N А34-177/2020
Требование: О признании недействительным изменения арендной платы по договору аренды лесного участка, об обязании производить расчет на основании размера, установленного договором.
Обстоятельства: Арендатор сослался на незаконное изменение арендной платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков относится к регулируемым ценам, договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов и изменении ставок платы за единицу объема древесины.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2023 N Ф09-7920/22 по делу N А34-177/2020
Требование: О признании недействительным изменения арендной платы по договору аренды лесного участка, об обязании производить расчет на основании размера, установленного договором.
Обстоятельства: Арендатор сослался на незаконное изменение арендной платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков относится к регулируемым ценам, договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов и изменении ставок платы за единицу объема древесины.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2023 г. N Ф09-7920/22
Дело N А34-177/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Краснобаевой И.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Март" на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.02.2022 по делу N А34-177/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 21.12.2022 лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 21.12.2022 судебное разбирательство отложено на 30.12.2022.
После отложения судебное разбирательство возобновлено 31.01.2023 и продолжено.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Март" (далее - общество "Март") - Степанян Л.Н. (доверенность от 13.01.2023).
Общество "Март" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент) о признании недействительным изменения арендной платы по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др на 2019 год, оформленного уведомлением от 01.02.2019 N 01-04/764, уведомлением от 14.10.2019 N 01-04/8488; об обязании производить расчет регулируемой арендной платы на основании размера, установленного договором аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, а именно 1 472 000 руб. (с учетом уточнения предмета исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 20.01.2020 указанное исковое заявление было принято к производству, делу присвоен номер А34-177/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с самостоятельным исковым заявлением к обществу "Март" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др за период августа по декабрь 2020 года в размере 1 706 351 руб. 48 коп., пеней по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др за период с июня по декабрь 2020 года в размере 32 423 руб. 53 коп. (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 08.10.2020 указанное исковое заявление было принято к производству, делу присвоен номер А34-12741/2020.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 01.12.2020 дело N А34-12741/2020 объединено для совместного рассмотрения с делом N А34-177/2020 с присвоением объединенному делу номера - А34-177/2020.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 13.09.2021 на основании статьи 124 АПК РФ произведено изменение наименования ответчика с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Решением суда от 22.02.2022 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано в полном объеме. Встречные исковые требования удовлетворены частично, с общества "Март" в пользу Департамента взысканы задолженность в размере 1 706 351 руб. 48 коп., пени в размере 17 915 руб. 97 коп. В удовлетворении остальной части встречных исковых требований судом отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 принят отказ Департамента от иска к обществу "Март" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др в сумме 1 706 351 руб. 48 коп., неустойки по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др в размере 32 423 руб. 53 коп. Решение суда в части рассмотрения указанных требований Департамента отменено, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней общество "Март" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не содержит ограничений на изменение условий договора после его заключения согласно общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом того, что возможность внесения изменений в договор относительно размера арендной платы была предусмотрена при разработке аукционной документации и содержалась в его проекте, полагал, что указанный вывод противоречит основополагающим принципам гражданского права и ведет к нарушению баланса интересов и равноправия участников аукциона. По мнению заявителя жалобы, судами не была дана оценка тому обстоятельству, что все соглашения о внесении изменений в договор аренды от 03.07.2012 N 48-Др заключены в нарушение статьи 74 ЛК РФ по соглашению сторон, в силу чего Департамент должен производить расчет регулируемой арендной платы на основании размера, установленного договором аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-ДР, а именно 1 472 000 руб. Судами также не дана оценка доводам ответчика о применении Департаментом в расчете арендной платы соглашения о внесении изменений в договор аренды от 20.03.2018, признанного в судебном порядке недействительным; не проверен расчет Департамента, указанный в уведомлениях об изменении арендной платы ни на правильность применения коэффициентов, ни на правильность расчета арендной платы, исходя из пород лесных насаждений, отнесения к деловой и дровяной древесине (с делением по категории крупности), принадлежности к одному из лесотаксовых районов, расстояния вывозки древесины, а также применения к арендным ставкам корректирующих коэффициентов при заготовке древесины в зависимости от степени повреждения лесных насаждений и др.
Кроме того, заявитель пояснил, что Департамент, направляя уведомления о внесении изменений арендной платы незаконно в уведомлении от 01.02.2019 N 01-04/764 применил размер арендной платы, не подлежащей применению в силу ничтожности соглашений о внесении изменений в договоры аренды лесного участка, а в уведомлении от 14.10.2019 N 01-04/8488 в одностороннем порядке изменил размер арендной платы, нарушив статьи 73, 74 ЛК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области полагает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и обществом "Лесная промышленность Антропова" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, по условиям которого арендодатель, действующий на основании протокола от 19.06.2012 N 1 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
В пункте 2 договора определены лесные участки, предоставляемые в аренду по настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4 договора ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов предварительно определены настоящим договором (приложение N 3 и N 6), окончательно устанавливаются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
На основании пункта 6 договора арендная плата по настоящему договору составляет 1 472 000 руб. Арендная плата состоит из двух частей: минимального размера арендной платы, исчисленного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, и части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 договора арендатор вносит арендную плату в полном объеме ежеквартально равными долями, если иное не установлено приложением 4 к договору.
В пункте 8 договора установлено, что арендная плата изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 договора. Минимальный размер арендной платы и часть, превышающая минимальный размер арендной платы, подлежат корректировке в случаях:
а) уточнения разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов,
б) изменения ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
Согласно пункту 9 договора в случае несоответствия объемов изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, заявленных в лесной декларации, проекту освоения лесов, отсутствия лесной декларации расчет арендной платы производиться арендодателем на очередной год за весь объем незадекларированных лесных ресурсов по ставке платы, установленной для средней категории крупности соответствующей породы по первому разряду такс.
Пунктом 10 договора предусмотрено, что размер арендной платы не может быть ниже платы, рассчитанной на основе ставок, устанавливаемых федеральными органами государственной власти. Размер арендной платы подлежит перерасчету в случае уменьшения ежегодного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, установленного проектом освоения лесов, по отношению к ежегодному объему изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, установленному настоящим договором. В этом случае размер арендной платы определяется как произведение ежегодного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, установленного проектом освоения лесов, и стоимости за единицу объема лесных ресурсов, определенной по результатам аукциона по формам, видам рубок и хозяйствам.
В силу пункта 11 договора размер арендной платы подлежит изменению при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов.
Договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др зарегистрирован в установленном порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 03.07.2012 N 1 лесные участки были переданы в аренду.
Соглашением от 21.12.2012 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др были приняты в новой редакции приложение N 3 "Объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом в целях заготовки древесины лесном участке", приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы", Приложение N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке".
Соглашением от 09.10.2015 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др наименование арендатора было заменено на общество "Март".
Соглашением от 13.01.2016 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, пункт 9 раздела 2 указанного договора был принят в следующей редакции: "Размер арендной платы подлежит изменению: а) пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 74 ЛК РФ; б) в случае уточнения разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов. Размер арендной платы может измениться не чаще одного раза в год, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящего договора". Также, данным соглашением, было принято в редакции Приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы".
Соглашением от 16.02.2017 были внесены изменения в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-ДР, в частности: изменены приложения N 3 "Объем использования лесов для заготовки древесины на лесном участке"; N 4 "Сроки внесения арендной платы", N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" договора аренды земельного участка от 03.07.2012 N 48-Др.
Соглашением от 30.03.2018 были внесены изменения в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-ДР, в частности изменен пункт 9 раздела 2 договора аренды "Арендная плата"; пункт 15 раздела 3 "Права и обязанности сторон" дополнен подпунктами 15.18.1, 15.21.1; изменено приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы".
Между Департаментом и обществом "Март" 05.12.2018 заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, согласно которому изменена редакция приложений к договору аренды лесного участка N 3 "Объем использования лесов для заготовки древесины на лесном участке", N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 11.07.2019 по делу N А34-6715/2019 внесены изменения в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, изложены в новой редакции приложение N 3 и приложение N 6 к договору.
Письмом от 01.02.2019 N 01-04/764 Департамент уведомил общество "Март" об изменении арендной платы по договору аренды лесного участка на 2019 год, указал, что расчет арендной платы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, соглашения от 20.03.2018 о внесении изменений в договор от 03.07.2012 N 48-Др.
Письмом от 14.10.2019 N 01-04/8488 Департамент вновь уведомил общество "Март" об изменении арендной платы по договору аренды лесного участка на 2019 год, указал, что расчет арендной платы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, соглашения от 20.03.2018 о внесении изменений в договор от 03.07.2012 N 48-Др, лесной декларации N 5 на 2019 год.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2020 по делу N А34-1473/2020 соглашения от 16.02.2017, от 20.03.2018 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-ДР признаны недействительными.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2020 по делу N А34-1367/2020 соглашение от 05.12.2018 к договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др также признано недействительным.
Полагая, что в вышеуказанных уведомлениях от 01.02.2019 N 01-04/764, от 14.10.2019 N 01-04/8488 отсутствуют нормативное обоснование и указание на конкретные условия заключенного между сторонами договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, согласно которым арендодатель решил изменить арендную плату по договору, общество "Март" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым первоначальным иском.
Ссылаясь на наличие на стороне общества "Март" задолженности по арендной плате и пеней по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, Департамент после направления претензионных писем, оставленных без удовлетворения, обратился с самостоятельным иском к обществу "Март".
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований общества "Март", суд первой инстанции пришел к выводу, что извещения Департамента от 01.02.2019 N 01-04/764, от 14.10.2019 N 01-04/8488 об изменении арендной платы по договору аренды лесного участка на 2019 год не могут рассматриваться в качестве односторонних сделок, поскольку носили уведомительный характер, не изменяли условия договора аренды лесного участка, в связи с чем не могут быть признаны недействительными на основании статьи 168 ГК РФ.
Частично удовлетворяя встречные требования Департамента, суд нашел установленными факты ненадлежащего исполнения обществом "Март" обязательства арендатора по оплате арендной платы по договору аренды лесного участка, а также наличия непогашенной задолженности по арендной плате и договорной неустойки. Суд не согласился с предложенным Департаментом расчетом пеней, указал, что при определении размера задолженности и сроков внесения арендной платы необходимо руководствоваться пунктами 6, 7, 10 договора и приложением N 4 к нему, в силу чего и произведенного перерасчета неустойки ее размер на сумму задолженности, возникшей за период с 26.03.2020 по 31.12.2020, составит 17 915 руб. 97 коп.
Судом апелляционной инстанции принят отказ от встречного иска Департамента в связи с добровольной оплатой обществом "Март" задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 48-Др от 03.07.2012 за период августа по декабрь 2020 года и пеней по договору аренды лесного участка N 48-Др от 03.07.2012 за период с июня по декабрь 2020 года. Производство по делу в указанной части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Кассационная жалоба не содержит доводов о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу, в связи с чем законность судебного акта в указанной части судом кассационной инстанции не проверяется.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда в остальной части без изменения, поддержал выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований общества "Март".
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в данной части.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Статьей 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Как следует из материалов дела, между сторонами по итогам аукциона заключен договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др.
Арендодатель уведомил арендатора об изменении арендной платы по договору аренды лесного участка на 2019 год (уведомление от 01.02.2019 N 01-04/764 связано с применением коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, уведомление от 14.10.2019 N 01-04/8488 составлено по итогам рассмотрения лесных деклараций за 2019 год).
Общество "Март" не согласилось с указанными уведомлениями, полагая их незаконными.
Статьей 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству.
Однако указанные разъяснения применимы лишь к регулируемой части арендной платы за лесной участок, то есть к минимальному размеру арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемому в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ.
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 снова внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. Одновременно статья 74 ЛК РФ была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров; статья 74 изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015 N 206-ФЗ и от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в том числе в части определенной по результатам торгов арендной платы, не допускается. Однако указанное ограничение не касается регулируемой части арендной платы за лесной участок, то есть минимального размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемого в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, и подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Из приложения N 4 к договору аренды следует, что арендная плата в полном объеме подлежит уплате в федеральный бюджет.
Как установлено судами, аукционная документация, в частности проекта договора (пункт 10), заключенного по итогам аукциона, содержала соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Кроме того, возможность изменения арендной платы предусмотрена сторонами в пунктах 8 - 10 договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др.
Судами правомерно учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 26.01.2010 N 11487/09, согласно которой изменение размера арендной платы в результате принятия законов и иных нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Изучив аукционную документацию и условия договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о возможности корректировки размера арендной платы по договору аренды лесного участка.
Учитывая правовую позицию, содержащуюся в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), о том, что условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству, проанализировав условия договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 48-Др, судами сделан правомерный вывод о том, что условиями пункта 8 договора предусмотрена возможность изменения (корректировки) арендной платы в случае изменения ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, то есть предусмотрена возможность применения коэффициента инфляции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя не возражал против возможности изменения ставок арендной платы в связи с применением коэффициента инфляции.
С учетом того, что уведомление от 01.02.2019 N 01-04/764 и уведомление от 14.10.2019 N 01-04/8488 касаются арендной платы за один и тот же период - 2019 год, заявитель жалобы не доказал актуальность первого уведомления от 01.02.2019 N 01-04/764 и не указал, каким образом его права будут восстановлены признанием недействительным этого уведомления при наличии второго хронологически более позднего уведомления от 14.10.2019 N 01-04/8488 за тот же самый период.
Как следует из материалов дела, уведомление об изменении арендной платы от 14.10.2019 N 01-04/8488 составлено по результатам рассмотрения представленных обществом "Март" лесных деклараций NN 1 - 5 за 2019 год и связано с уточнением разрешенного объема изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 договора аренды от 03.07.2012 N 48-Др ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов предварительно определены настоящим договором (приложения N 3 и N 6), окончательно устанавливаются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Из приложения N 3 к договору аренды от 03.07.2012 N 48-Др также следует, что ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом в целях заготовки древесины лесном участке определен предварительно: до утверждения проекта освоения лесов.
Согласно пункту 8 договора установлено, что арендная плата изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 договора. Минимальный размер арендной платы и часть, превышающая минимальный размер арендной платы, подлежат корректировке в случае:
а) уточнения разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов, либо
б) изменения ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 9 договора в случае несоответствия объемов изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, заявленных в лесной декларации, проекту освоения лесов, отсутствия лесной декларации расчет арендной платы производиться арендодателем на очередной год за весь объем незадекларированных лесных ресурсов по ставке платы, установленной для средней категории крупности соответствующей породы по первому разряду такс.
Пунктом 10 договора предусмотрено, что размер арендной платы не может быть ниже платы, рассчитанной на основе ставок, устанавливаемых федеральными органами государственной власти. Размер арендной платы подлежит перерасчету в случае уменьшения ежегодного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, установленного проектом освоения лесов, по отношению к ежегодному объему изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, установленному настоящим договором. В этом случае размер арендной платы определяется как произведение ежегодного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, установленного проектом освоения лесов, и стоимости за единицу объема лесных ресурсов, определенной по результатам аукциона по формам, видам рубок и хозяйствам.
Таким образом, как усматривается из указанных условий договора, который является частью аукционной документации, объем изъятия лесных ресурсов является предварительным, размер арендной платы корректируется при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов и изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
Общество "Март" использует леса в целях заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Департамента от 18.01.2019 N 31.
При указанных обстоятельствах заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов и изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции соглашается с позицией судов о том, что в рассматриваемом случае не имеется нарушений Лесного кодекса Российской Федерации, который содержит запрет на изменение условий, содержащихся в договоре, заключенного по итогам аукциона. В данном случае идет речь об исполнении условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности корректировки размера арендной платы при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов и изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
При таких обстоятельствах постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по настоящему делу, которым отменено решение суда первой инстанции в части рассмотрения требований Департамента, подлежит оставлению без изменения.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.02.2022 по делу N А34-177/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Март" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.С.ПОЛУЯКТОВ
Судьи
И.А.КРАСНОБАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА