Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2020 N Ф09-413/20 по делу N А50-18425/2019
Требование: Об отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Общество указало, что в оспариваемом акте отражены новые нарушения, не выявленные в ходе предыдущей проверки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как при проверке выявлено, что аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в магазинах, расположены внутри склада, а должны быть снаружи, характер выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, уполномоченный орган обязан был зафиксировать не выявленные ранее нарушения, он правомерно произвел проверку всех магазинов, являющихся предметом проверки, а не только тех, которые были проверены до этого.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2020 N Ф09-413/20 по делу N А50-18425/2019
Требование: Об отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Общество указало, что в оспариваемом акте отражены новые нарушения, не выявленные в ходе предыдущей проверки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как при проверке выявлено, что аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в магазинах, расположены внутри склада, а должны быть снаружи, характер выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, уполномоченный орган обязан был зафиксировать не выявленные ранее нарушения, он правомерно произвел проверку всех магазинов, являющихся предметом проверки, а не только тех, которые были проверены до этого.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2020 г. N Ф09-413/20
Дело N А50-18425/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бета Пермь" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2019 по делу N А50-18425/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене пунктов 2, 4 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в лице 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому, Кизеловскому городским округам и Александровскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - управление) от 18.03.2019 N 40/1/1.
Решением суда от 21.08.2019 (судья Носкова В.Ю.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 (судьи Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что управление вышло за рамки внеплановой проверки и вменило обществу нарушения, которые не были установлены предписаниями от 01.03.2018 N 8/1/1, 8/1/2, поскольку целью и предметом внеплановой проверки являлись контроль (выполнение) исполнения ранее выданных предписаний, тогда как оспариваемым предписанием выявлены новые нарушения. Кроме того, общество направило управлению возражения по акту проверки и оспариваемому предписанию, которые до настоящего времени не рассмотрены.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 01.03.2019 N 40 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по осуществлению контроля исполнения предписаний от 01.03.2018 N 8/1/1, 8/1/2, от 15.10.2018 N 166/1/1, 166/1/2, срок исполнения которых установлен до 04.03.2019.
В ходе проверки управлением установлено, что обществом не исполнены пункты 2, 4, 6 предписаний от 15.10.2018 N 166/1/1, 166/1/2, кроме того, в нарушение пункта 349 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), в магазинах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Губаха, пр. Октябрьский, 11, пос. Углеуральский, ул. Мира, 27, деятельность в которых осуществляется обществом, аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения, расположен внутри склада.
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2019 N 40 и вынесено предписание от 18.03.2019 N 40/1/1 об устранении допущенных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 18.03.2020.
Полагая, что в пунктах 2, 4 предписания управления от 18.03.2019 отражены новые нарушения, не выявленные в ходе предыдущей проверки, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что оспариваемые пункты 2, 4 предписания управления от 18.03.2019 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и интересы общества.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), а также подпункта "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, предусмотрено полномочие должностных лиц органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 1 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несу, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены Правилами о противопожарном режиме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
В силу пункта 349 названных Правил оборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что в нарушение требований пункта 349 Правил N 390 аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения, в магазинах по адресам: Пермский край, город Губаха, пр. Октябрьский, 11, и пос. Углеуральский, ул. Мира, 27, расположены внутри склада. Доказательств, опровергающих наличие данных нарушений, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу об обоснованности указанных в предписании требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (часть 21 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер выявленных управлением нарушений, несущих потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан (как сотрудников общества, так и посторонних лиц), суды пришли к выводу о том, что при проведении внеплановой выездной проверки ранее выданного предписания, выявив не установленные ранее нарушения требований пожарной безопасности, управление не только вправе, но и обязано зафиксировать данные нарушения и выдать предписание об их устранении, так как на контролирующий орган возложены функции по осуществлению надзора за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по обеспечению пожарной безопасности, а на общество - обязанность по исполнению обязательных требований пожарной безопасности.
При этом судами учтено, что предметом проведенной управлением проверки являлось выполнение ранее выданных предписаний, обязывающих общество, в том числе обеспечить соблюдение требований пункта 349 Правил N 390, следовательно, управление правомерно произвело проверку всех магазинов, в отношении которых ранее проводилась проверка и выдавались предписания от 01.03.2018 N 8/1/1, 8/1/2, от 15.10.2018 N 166/1/1, 166/1/2, на предмет соблюдения обществом требований названного пункта 349 Правил N 390, а не только тех магазинов, в которых уже было выявлено допущенное обществом нарушение и установлен срок для его устранения.
При указанных обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что пункты 2, 4 предписания управления от 18.03.2019 N 40/1/1 соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2019 по делу N А50-18425/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бета Пермь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
А.Н.ТОКМАКОВА