Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 03.12.2019 N 309-ЭС19-24100 отказано в передаче дела N А76-31236/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2019 N Ф09-6102/19 по делу N А76-31236/2018
Требование: О признании недействительным предписания о приведении общего имущества многоквартирного дома в первоначальное состояние.
Обстоятельства: В многоквартирном доме в тамбурных помещениях и на межэтажной площадке установлены двери, что не соответствует требованиям противопожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как двери сооружены на эвакуационных путях, ведущих из тамбура на лестничную клетку, не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей, решение общего собрания жильцов дома об установке дверей реализовано в отсутствие соответствующего согласования с уполномоченным органом.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2019 N Ф09-6102/19 по делу N А76-31236/2018
Требование: О признании недействительным предписания о приведении общего имущества многоквартирного дома в первоначальное состояние.
Обстоятельства: В многоквартирном доме в тамбурных помещениях и на межэтажной площадке установлены двери, что не соответствует требованиям противопожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как двери сооружены на эвакуационных путях, ведущих из тамбура на лестничную клетку, не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей, решение общего собрания жильцов дома об установке дверей реализовано в отсутствие соответствующего согласования с уполномоченным органом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2019 г. N Ф09-6102/19
Дело N А76-31236/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Кангина А.В.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" (далее - общество "Территория комфорта", общество, управляющая компания) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2019 по делу N А76-31236/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "Территория комфорта" - Вдовин И.А. (доверенность от 01.04.2019);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - жилищная инспекция) - Хальфин Д.А. (доверенность от 26.12.2018 N 1).
Общество "Территория комфорта" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания от 16.08.2018 N 3737 жилищной инспекции.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2019 (судья Добронравов В.В.) заявленные требования удовлетворены частично, п. 1 оспариваемого предписания признан недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Территория комфорта" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным в части п. 2, ссылаясь на неправильную оценку судами фактических обстоятельств дела, указывая на то, что ответственность за установку дверей и устройство помещений кладовых в местах общего пользования должна возлагаться на собственников помещений спорного дома, которые по собственному волеизъявлению приняли соответствующее решение, в связи с чем полагает, что вина общества в данном случае отсутствует; отмечает также, что у управляющей компании отсутствуют средства для проведения каких-либо работ в рамках технического обслуживания и текущего ремонта данного дома, перечень которых не определен договором управления многоквартирного дома.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения жильцов многоквартирного дома N 166 по ул. Братьев Кашириных г. Челябинска и в соответствии с распоряжением от 15.08.2018 N 18-5178-3737 в отношении общества "Территория комфорта" проведена внеплановая выездная поверка, о чем составлен акт от 16.08.2018 N 3737.
В ходе проведения проверки жилищной инспекцией установлено, что, в частности, в подъезде N 1 на площадке 6 этажа, слева от лифтовой шахты установлена металлическая дверь, которая ограждает коридор квартир 25 и 26 от лестничной площадки. На момент проверки дверь закрыта. В подъезде N 2 на площадке 8 этажа справа от лестничного марша и лифтовой кабины установлена пластиковая дверь, которая ограждает коридор квартир N 77 и 78 от лестничной площадки. На момент проверки дверь закрыта. В подъезде N 2 на межэтажной площадке между 5 и 6 этажами установлена металлическая дверь с запирающим устройством, ограждающая часть межэтажной площадки для хранения имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования помещений многоквартирного жилого дома N 18-5178 3737 от 16.08.2018.
Жилищной инспекцией в рамках проверки установлено также, что собственниками помещений названного дома на общем собрании приняты решения: о выделении места общего пользования, общей площадью 6 кв. м, расположенного между 5 и 6 этажом во втором подъезде для размещения (хранения) личного имущества собственников помещений второго подъезда многоквартирного жилого дома (протокол от 27.06.2018 N 1); об установке дверей в тамбурных помещениях на 6 этаже на площадке между квартирами 25 - 26 первого подъезда; на 8 этаже на площадке между квартирами 77 - 78 второго подъезда в многоквартирного дома (протокол от 27.06.2018 N 3).
На основании изложенного, жилищная инспекция установила, что установка дверей в тамбурных помещениях и на межэтажной площадке не соответствует требованиям норм противопожарной безопасности, в частности подп. "к" п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима N 390), а также п. 3.2.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - постановление Госстроя от 27.09.2003 N 170).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания (п. 2) о приведении в первоначальное состояние общего имущества на площадке 6 этажа слева от лифтовой шахты около квартир 25 и 26 в подъезде N 1, на площадке 8 этажа справа от лестничного марша и лифтовой кабины около квартир 77 и 78 в подъезде N 2, на межэтажной площадке между 5 и 6 этажами в подъезде N 2 многоквартирного дома (п. 2).
Полагая, что предписание жилищной инспекции в указанной части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, Общество "Территория комфорта" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в данной части требований обществу "Территория комфорта", суды пришли к выводу о наличии оснований для выдачи обществу предписания о приведении общего имущества многоквартирного дома в первоначальное состояние в связи с выявленными нарушениями норм действующего законодательства.
Выводы судов обеих инстанций являются верными ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании подп. "е" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу п. 42 Правил 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 27 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме предусматривают, в том числе работы по обеспечению требований пожарной безопасности - обеспечение работоспособного состояния пожарных проходов, выходов.
В соответствии со ст. 25, 26, 28, 29 ЖК РФ переустройство помещений в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения. Переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
На основании п. 1.7.1 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Как установлено судами, решение общего собрания жильцов вышеуказанного многоквартирного дома об установке дверей в тамбурных проемах, а также установка двери на межэтажной площадке реализовано в отсутствие соответствующего согласования с уполномоченным органом в соответствии с требованиями гл. 4 ЖК РФ и не предусмотрена конструктивными решениями спорного многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара, кроме того, при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Согласно п. 3.2.16 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Аналогичные требования установлены в подп. "к" п. 23 Правил противопожарного режима N 390, согласно которым запрещается устраивать в поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Согласно подп. "а" п. 36 Правил противопожарного режима N 390, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
Подпунктом "б" пункта 36 Правил противопожарного режима N 390 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Как указывалось ранее, в нескольких подъездах спорного дома установлены металлические и пластиковая двери, ограждающие коридор квартир от лестничной площадки и часть межэтажной площадки для хранения имущества собственников помещений многоквартирного дома, что подтверждается представленными фотографиями спорных конструкций.
Таким образом, двери сооружены на эвакуационных путях, ведущих из тамбура (общего коридора, в котором расположены входы в квартиры собственников) на лестничную клетку, соответственно при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности.
В отсутствие соответствующих документов, подтверждающих согласование переустройства общего имущества многоквартирного дома, требование жилищной инспекции о приведении общего имущества в первоначальное состояние является правомерным.
Указанные обстоятельства, в отсутствие иных опровергающих доказательств, в частности документов, подтверждающих согласование установки соответствующих конструкций и их соответствие действующим регламентам, свидетельствуют о сооружении препятствий препятствия на эвакуационных путях (на лестничную клетку из квартир, а также по ходу движения лестничного спуска).
Судами верно отмечено, что из технического паспорта многоквартирного дома, в частности поэтажного плана следует, что установка дверей и помещения для хранения вещей на межэтажной площадке не предусмотрена проектными решениями по данному дому.
Принятие общим собранием собственников жилого дома решений о выделении общего имущества для хранения личных вещей собственников на межэтажной площадке и установке дверей в тамбурных помещениях не означает, что указанные решения могут быть реализованы без соответствующих согласований и разрешений. Без совершения указанных действий установка спорных сооружений противоречит императивным требованиям действующего законодательства.
Доводы общества "Территория комфорта" о том, что управляющая компания не правомочна демонтировать спорные конструкции, собственниками которых являются жильцы дома, а также о том, что ответственность за установку названных дверей должна быть возложена на лиц, их установивших, рассмотрены судами и обоснованно отклонены с учетом того, что общество "Территория комфорта" является лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды пришли к верному выводу о правомерности выдачи жилищной инспекцией оспариваемого предписания в части п. 2 о необходимости управляющей компании приведения общего имущества в первоначальное состояние.
Все доводы общества "Территория комфорта", приведенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2019 по делу N А76-31236/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" 1500 руб., излишне уплаченных по кассационной жалобе платежным поручением от 29.07.2019 N 687.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.В.КАНГИН