Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 15.09.2016 N 309-ЭС16-11062 отказано в передаче дела N А50-21965/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.2016 N Ф09-6118/16 по делу N А50-21965/2015
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка.
Обстоятельства: Арендодатель указал, что в связи с увеличением доли хвойного хозяйства на арендуемом участке произошло увеличение объема его освоения.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик спорного участка, возможность в судебном порядке вносить изменения в ранее заключенные договоры аренды лесных участков предусмотрена законом.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.2016 N Ф09-6118/16 по делу N А50-21965/2015
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка.
Обстоятельства: Арендодатель указал, что в связи с увеличением доли хвойного хозяйства на арендуемом участке произошло увеличение объема его освоения.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик спорного участка, возможность в судебном порядке вносить изменения в ранее заключенные договоры аренды лесных участков предусмотрена законом.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 1 июля 2016 г. N Ф09-6118/16
Дело N А50-21965/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермские сельские леса" на
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2015 по делу N А50-21965/2015 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено в порядке, установленном
ст. 159,
284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Пермские сельские леса" (далее - общество "Пермсельлес") о внесении изменений в п. 4.1, п. 7 договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 431 в части изменения годового объема использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов, стоимости арендной платы (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке, установленном
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2015 (судья Вавилова Н.В.) исковые требования удовлетворены, внесены изменения в договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 431. Пункт 4.1 изложен в следующей редакции: "для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 21,2 тыс. м3, в том числе 11,5 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов"; пункт 7 изложен в следующей редакции: "арендная плата по настоящему договору составляет 3 497 571 (Три миллиона четыреста девяносто семь тысяч пятьсот семьдесят один) рубль в год. Плата за объем ликвидной древесины, получаемой от мероприятий по осуществлению рубок ухода за лесами и санитарно-оздоровительными мероприятиями в соответствии с проектом освоения лесов, от рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для эксплуатации объектов лесной инфраструктуры исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермсельлес" просит указанные судебные
акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм Федерального
закона от 27.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), неприменение подлежащей применению
ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает, что судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что с момента введения в отношении должника процедуры банкротства, положения специального закона, регулирующие порядок осуществления должником своей деятельности и исполнения принятых на себя обязательств, подлежат применению в преимущественном порядке. Поскольку изменение условий договора в части увеличения размера арендной платы приведет к увеличению кредиторской задолженности, такое изменение может привести к нарушению прав иных кредиторов общества "Пермсельлес" и обладать признаками недействительности сделки, предусмотренной
п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве. Общество "Пермсельлес" также указывает, что судами не учтено, что спорный договор заключен по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора в 2009 году; на этот момент
ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации не допускала изменения условий договора, заключенного по результатам аукциона, касающихся увеличения размера арендной платы в соответствии с Проектом освоения лесов на основании соглашения сторон такого договора. Судами неправомерно применена
ч. 2.1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, так как Федеральный
закон от 21.07.2014 N 250-ФЗ, которым указанная
норма введена в действие, вступил в законную силу после заключения договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 431. Кроме того, по мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу о существенном изменении характеристик арендованного участка, полагая, что Проект освоения лесов не соответствует требованиям
ст. 1,
88 Лесного кодекса Российской Федерации и не является надлежащим доказательством, подтверждающим изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, так как в материалах дела отсутствуют данные по таксации лесов и лесохозяйственный регламент, составленные в установленном порядке по состоянию на 2011 год.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные
акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных
актов проверена в порядке, предусмотренном
ст. 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании протокола о результатах аукциона от 28.10.2009 N 18 между государственным краевым унитарным предприятием "Пермские сельские леса" (реорганизовано в форме преобразования 12.04.2010, арендатор) и Агентством по природопользованию Пермского края (на основании Указа Губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53, постановления Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п реорганизовано в форме присоединения к Министерству, арендодатель) подписан договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 431, в соответствии с условиями которого арендатору передан лесной участок площадью 13197 га, расположенный по адресу: Пермский край, Карагайский муниципальный район, ГКУ "Ильинское лесничество", Нердвинское участковое лесничество, кварталы 5, 65, 66, 74, 75, 78, 81 - 88, 95, 98 - 100, 102 - 116, 118 - 120, 124 - 135, 139, 142, 144, 145, Ильинское сельское участковое лесничество (колхоз "Рассвет") кварталы 1, 2, 10, кварталы 1, 2 (колхоз "Заря"), кварталы 2, 10, 15, 17 (колхоз "Победа"), кварталы 2, 4, 5 - 13 (СПК "Звезда"). Участок передан для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 12 тыс. м3, в том числе 4,6 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов (п. 2, 4 договора).
Арендная плата установлена в размере 1 668 821 руб. в год (п. 7 договора).
Согласно п. 7.1 договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 31.12.2014, запись N 59-59-00/220/2014-695.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ГКУП "Пермские сельские леса" для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" (далее - Проект) выдано положительное заключение N 01-2011/039, утвержденное Приказом Министерства от 14.02.2011 N СЭД-30-01-03-21.
Согласно расчету ежегодно допустимый объем изъятия древесины при рубке спелых и перестойных насаждений на арендуемом лесном участке по ликвидационному запасу составляет 21,2 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 11,5 тыс. м3, по мягколиственному - 9,7 тыс. м3, что превышает установленный договором аренды годовой объем использования лесов.
Приказом Министерства от 20.09.2013 N СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей" разработана методика расчета арендной платы по договорам аренды лесных участков (приложение 21). В соответствии с п. 2.2. приложения 21 к данному приказу объем изъятия лесных ресурсов устанавливается Проектом освоения лесов. В случае несоответствия объемов заготовки размер арендной платы, установленный договором аренды, подлежит корректировке в соответствии с Проектом освоения лесов.
Полагая, что в связи с увеличением доли хвойного хозяйства на арендуемом обществом "Пермсельлес" лесном участке произошло увеличение объема его освоения, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что количественные и качественные характеристики арендуемого лесного участка существенно изменились, в связи с чем условия договора подлежат изменению.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных
актов не имеется.
В силу
п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими законами или договором.
Часть 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных
частью 3 настоящей статьи.
Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в
статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена
часть 2.1, вступившая в силу с 22.07.2014 и содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Оценив по правилам
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ГКУП "Пермские сельские леса" для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" N 01-2011/039 и приказ Министерства от 14.02.2011 N СЭД-30-01-03-21, суды обеих инстанций установили факт существенного изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду обществу "Пермсельлес" лесного участка и правомерно сочли необходимым внести изменения в договор аренды в части характеристик лесного участка и его насаждений, видов и объемов использования лесов и размера арендной платы.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что на момент заключения договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 431 действовала
ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой было закреплено специальное правило, которым возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным
ч. 7 ст. 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, не принимается судом кассационной инстанции, так как с момента введения Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ
части 2.1 в
статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрена возможность в судебном порядке вносить изменения в ранее заключенные договоры аренды лесных участков.
Доводы общества "Пермсельлес" о том, что вывод судов о существенном изменении характеристик арендованного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к не согласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для изменения которых у суда кассационной инстанции не имеется (
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили исковые требования Министерства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу
ч. 3,
4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных
актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные
акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2015 по делу N А50-21965/2015 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермские сельские леса" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА