Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2013 по делу N А32-23756/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение установлено.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2013 по делу N А32-23756/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение установлено.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А32-23756/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карго" (ИНН 2315162746, ОГРН 1102315005198) - Вахтина Н.И. (доверенность от 17.06.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2013 (судья Гладков В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 (судьи Захарова Л.А., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-23756/2012, установил следующее.
ООО "Карго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - пожарная служба) с заявлением об отмене постановления главного государственного инспектора г. Новороссийска по пожарному надзору отдела надзорной деятельности пожарной службы от 03.08.2012 N 596 о назначении административного наказания.
Решением суда от 18.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.06.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), срок давности для привлечения к административной ответственности не пропущен, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 18.04.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.06.2013, требования общества удовлетворить. Податель жалобы указывает, что в его действиях отсутствует вина, поскольку не производилась реконструкция здания, построенного в 1972-1980 годах и переданного обществу в аренду, а требования Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются на здания предшествующих годов постройки. Условия договора аренды не возлагают на общество обязанность по ремонту, переоборудованию и перепланировке здания, ремонту противопожарной сигнализации. Общество указывает на то, что управление не определило надлежащий субъект правонарушения и объективную сторону правонарушения.
В отзывах на кассационную жалобу пожарная служба считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Новороссийской транспортной прокуратурой совместно с пожарной службой при проверке общества по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности выявлены следующие нарушения:
- не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения (отчетные документы отсутствуют) (
статья 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390),
- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (
статья 63 ППР),
- кабели и провода систем противопожарной защиты на путях эвакуации в здании, не выполнены обеспечивающими работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, согласно
пункту 4.1 СП 6.13130.2009 - кабельные линии систем противопожарной защиты не выполнены огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по
ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-LSFR) и т.д. (
пункт 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123)),
- ширина эвакуационного выхода, ведущего из помещения бухгалтерии в коридор в свету в здании управления менее 0,8 м (
пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009,
часть 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ),
- в коридоре 1 и 2 этажей в здании управления и крытого склада для отделки пола и потолка применен материал с неизвестными показателями пожарной опасности (
пункт 4.3.2 СП 13130.2009,
часть 1 статьи 89 N Закона 123-ФЗ),
- двери лестничной клетки 2 этажа не имеют устройств для самозакрывания дверей (
пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009,
часть 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ),
- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты здания (
пункт 61 ППР);
- в помещении мастера (бытового корпуса) запор на двери эвакуационного выхода не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа (
пункт 35 ППР)
- в помещении мастера (бытового корпуса) эвакуационный выход загроможден материалами (
пункт 36 ППР).
Постановлением Новороссийского транспортного прокурора от 18.07.2012 N 23/1-4/79/2012-596 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, материалы дела направлены в пожарную службу для рассмотрения.
Пожарная служба постановлением от 03.08.2012 N 596 привлекла общество к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В порядке
статей 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со
статьей 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, (далее - Правила) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Согласно
подпункту "б" пункта 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (
пункт 61 Правил).
Пунктом 63 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Судебные инстанции, руководствуясь
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и обоснованно отказали в удовлетворении части требований общества.
Суды правильно указали, что установлены и подтверждаются материалами дела факты нарушения обществом требований пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы о том, что пожарная служба не определила надлежащий субъект правонарушения и объективную сторону правонарушения, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, и в силу
части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению. В силу
части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Кроме того, обязанность заявителя содержать арендуемые помещения с соблюдением требований пожарной безопасности предусмотрена и договорами аренды от 01.09.2011 N 7, от 01.10.2011 N 8 (подпункт "в" пункта 2.1 договоров).
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 по делу N А32-23756/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Ю.В.МАЦКО