Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2009 по делу N А61-294/2009
Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде суммы штрафа на том основании, что материалами дела подтверждена законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2009 по делу N А61-294/2009
Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде суммы штрафа на том основании, что материалами дела подтверждена законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. по делу N А61-294/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Бобровой В.А. и Канатовой С.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-15" и заинтересованного лица - Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-15" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.07.2009 (судья Родионова Г.С.), установил следующее.
ООО "Домоуправление-15" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) от 12.02.2009 N 43 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 15 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 18.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2009, в удовлетворении требования отказано на том основании, что управление документально подтвердило факт административного правонарушения и вину общества в его совершении.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2009
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.03.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания для дополнительного исследования вопроса о способе уведомления общества о времени и месте рассмотрения административного дела.
При новом рассмотрении дела решением суда от 30.07.2009 обществу отказано в удовлетворении требований на том основании, что материалами дела подтверждена законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает, что его вина в выявленном правонарушении отсутствует, так как он не является собственником дома или лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом. Общество ссылается на нарушение управлением Федерального
закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля" (далее - Закон N 134-ФЗ) при проведении проверки.
В нарушение
статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 11.01.2009 N 3 управление провело плановую проверку в целях надзора за соблюдением обществом требований пожарной безопасности в здании пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Доватора, 15, корп. 2. В ходе проверки выявлены нарушения
Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.02.2009 N 6 и протоколе об административном правонарушении от 06.02.2009 N 43.
По итогам рассмотрения материалов проверки управление приняло постановление от 12.02.2009 N 43 о привлечении общества к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 15 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суд полно, всесторонне исследовал обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные доказательства, выполнил указания суда кассационной инстанции, правильно применил нормы права и принял законное и обоснованное решение, исходя из доказанности вменяемого обществу правонарушения, наличия вины в его совершении, соблюдения прав и законных интересов общества при привлечении к административной ответственности, соблюдения управлением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным по делу фактическим обстоятельствам и не подлежат переоценке.
Согласно
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Факт нарушения обществом требований
ППБ 01-03 установлен судом и подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что оно не является субъектом вменяемого правонарушения суд обоснованно отклонил, руководствуясь следующим.
На основании
статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно
части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, представлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 15.07.2008 N 146-9 общество осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Владикавказ, ул. Доватора, д. 15, корп. 2.
Согласно
пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данными
Правилами предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества
(пункт 42).
Таким образом, общество, заключив договор на управление жилым домом и приняв на себя обязательства по его содержанию, обязалось в том числе обеспечивать меры пожарной безопасности в этом доме.
Поскольку общество ненадлежаще выполняло обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд обоснованно отклонил довод общества о нарушении управлением его прав проведением проверки ранее, чем через три года с момента государственной регистрации общества как субъекта малого предпринимательства.
Согласно
пункту 1 статьи 1 Закона N 134-ФЗ данным
законом регулируются отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу
статьи 2 Закона N 134-ФЗ под государственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Следовательно,
Законом N 134-ФЗ регулируются отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам (работам, услугам).
В рассматриваемом случае в ходе проверки проверялось соблюдение обществом обязательных требований в области пожарной безопасности, в связи с чем ссылка на нормы
Закона N 134-ФЗ несостоятельна.
При новом рассмотрении дела суд выполнил указания суда кассационной инстанции и проверил соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности.
Согласно
части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Суд сделал обоснованный вывод об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, указав, что управление уведомило общество о времени и месте принятия обжалуемого постановления, направив уведомление от 06.02.2009 N 34 с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое общество получило 09.02.2009. Доказательства обратного общество суду не представило.
В соответствии со
статьями 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов суда первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судом в соответствии со
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу
статьи 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.07.2009 по делу N А61-294/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
В.А.БОБРОВА
С.А.КАНАТОВА