Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.03.2010 по делу N А32-39211/2009-51/735-216АЖ
Признано незаконным и отменено постановление о привлечении общества к ответственности по статье 8.32 КоАП РФ, так как информация о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в процессуальных документах и иных доказательствах, имеющихся в материалах дела, отсутствует. Какие-либо доказательства уведомления общества о производстве административном органом процессуального действия в материалы дела не представлены.


Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.03.2010 по делу N А32-39211/2009-51/735-216АЖ
Признано незаконным и отменено постановление о привлечении общества к ответственности по статье 8.32 КоАП РФ, так как информация о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в процессуальных документах и иных доказательствах, имеющихся в материалах дела, отсутствует. Какие-либо доказательства уведомления общества о производстве административном органом процессуального действия в материалы дела не представлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. по делу N А32-39211/2009-51/735-216АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" - Никитиной И.С. (доверенность от 01.01.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Горячий Ключ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2009 (судья Базавлук И.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 (судьи Иванова Н.Н., Захарова Л.А., Ткаченко Т.И.) по делу N А32-39211/2009-51/735-216АЖ, установил следующее.
ООО "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к главному государственному инспектору по пожарному надзору г. Горячий Ключ Краснодарского края (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.09.2009 N 133 о привлечении к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса) в виде взыскания 20 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия события правонарушения, вины общества в его совершении, соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и признать незаконным постановление от 10.09.2009 N 133.
Заявитель жалобы указывает, что извещение о вызове в качестве заинтересованного лица по административному делу от 13.07.2009 не содержало указания, для каких целей вызывается заявитель; протокол составлен в отсутствие представителя общества без надлежащего извещения о месте и времени составления протокола.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по факту аварии на скважине N 218 месторождения "Дыш", расположенной на территории г. Горячий Ключ, в отношении общества определением от 13.07.2009 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.32 Кодекса, по результатам административного расследования составлен протокол по делу об административном правонарушении от 28.07.2009 N 133 и 10.09.2009 вынесено постановление о привлечении к ответственности по статье 8.32 Кодекса в виде взыскания 20 тыс. рублей штрафа.
Обществу вменено нарушение подпунктов "А" и "В" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах: не очищена территория, отведенная под скважину N 218, от горючих материалов; не проложена по границе территории, отведенной под скважину N 218, минерализованная полоса шириной 1,4 метров; не очищена от лесных массивов территория в радиусе 25 метров от скважины N 218.
Несогласие с постановлением послужило основанием обращения общества в суд. Принимая решение, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны вмененного правонарушения, доказанности вины.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.32 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпунктам "А", "Б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины, и другие сооружения в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии и полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин.
Факт нарушения обществом требований пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах подтвержден материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28.07.2009 N 133 и фотографическими таблицами, приложенными к протоколу. На основе исследования и оценки приобщенных к материалам дела документов, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 Кодекса.
Однако вывод суда о соблюдении административным органом порядка привлечения к ответственности основан на неправильном применении норм права. Так, суд апелляционной инстанции исследовал вопрос о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности и установил, что протокол составлен и постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем извещении о соответствующих процессуальных действиях: на составление протокола - определением о вызове от 13.07.2009, направленным заказным письмом с уведомлением, полученным обществом 20.07.2009, на рассмотрение дела - определением о вызове от 09.09.2009, также направленным по почте и полученным обществом.
Между тем, определение от 13.07.2009 не содержит сведений о том, для каких целей вызывается заявитель. Суд апелляционной инстанции указал, что в нем имеется ссылка на определение о возбуждении административного дела от 13.07.2009 N 133, которое также направлено обществу, содержащее подробную информацию, и с момента получения определения (20.07.2009) до составления протокола об административном правонарушении (28.07.2009) общество располагало возможностью для уточнения целей вызова. Однако указанные обстоятельства не могут однозначно свидетельствовать о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Информация о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (28.07.2009) в названных процессуальных документах и иных доказательствах, имеющихся в материалах дела, отсутствует. Какие-либо доказательства уведомления общества о производстве административном органом названного процессуального действия в материалы дела не представлены.
Положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названному лицу разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Поскольку выводы суда о соблюдении заинтересованным лицом установленного порядка составления протокола об административном правонарушении основаны на неправильном применении норм права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а постановление - признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А32-39211/2009-51/735-216АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного госинспектора по пожарному надзору г. Горячий Ключ Краснодарского края от 10.09.2009 N 133 о привлечении ООО "РН-Краснодарнефтегаз" к ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА