Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.06.2013 по делу N А53-36311/2012
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено совершение обществом правонарушения.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.06.2013 по делу N А53-36311/2012
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено совершение обществом правонарушения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу N А53-36311/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческого партнерства "Управление инфраструктурой бизнес-центра "Купеческий Двор" (ИНН 6164273897, ОГРН 1076100006091) - Адашевой Ю.В. (доверенность от 04.02.2013), от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722) - Афанасенко А.А. (доверенность от 03.06.2013) и Тягненко И.В. (доверенность от 01.04.2013), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Управление инфраструктурой бизнес-центра "Купеческий Двор" на
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А53-36311/2012, установил следующее.
Некоммерческое партнерство "Управление инфраструктурой бизнес-центра "Купеческий Двор" (далее - партнерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - управление) от 11.12.2012 N 5-136/2012/4 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа, N 5-137/2012/4 - о привлечении к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа, N 5-138/2012/4 - о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 13.03.2013 (судья Колесник И.В.) заявление общества удовлетворено, постановления управления признаны незаконными и отменены на том основании, что партнерство выступает лишь представителем собственников помещений, самостоятельно управляющих общим имуществом здания бизнес-центра "Купеческий Двор", поэтому не является субъектом ответственности за нарушение норм пожарной безопасности, установленное управлением в ходе проверки.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2013 решение суда от 13.03.2013 отменено, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях партнерства составов правонарушений, квалифицируемых по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение порядка привлечения партнерства к административной ответственности и отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. Суд апелляционной инстанции указал: материалами дела подтверждено, что именно партнерство является субъектом ответственности за нарушение норм пожарной безопасности, поскольку собственниками помещений здания бизнес-центра "Купеческий Двор" оно выбрано в качестве организации по содержанию и ремонту общего имущества бизнес-центра "Купеческий Двор".
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось партнерство с кассационной жалобой и дополнением к кассационной жалобе, в которых просит отменить
постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неверно определил субъект административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Управление не доказало наличие у партнерства правомочий пользования (эксплуатации) в отношении общего имущества здания бизнес-центра "Купеческий Двор".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело плановую выездную проверку соблюдения партнерством требований пожарной безопасности в помещениях бизнес-центра "Купеческий Двор", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 74, по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности и установило несоблюдение требований пожарной безопасности, о чем составило протоколы об административном правонарушении от 07.12.2012 и приняло постановления от 11.12.2012 N 5-136/2012/4, 5-137/2012/4, 5-138/2012/4 о привлечении партнерства к административной ответственности по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа по каждому постановлению.
В порядке
статей 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации партнерство обжаловало постановления управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сослался на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недоказанность управлением того, что партнерство является субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции установил, что партнерство фактически осуществляет управление общим имуществом собственников нежилых помещений в бизнес-центре "Купеческий Двор", расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 74, и сделал вывод о том, что партнерство является субъектом административного правонарушения по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
В силу
пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 2 статьи 209 Кодекса определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу
статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (
статья 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с
частью 1.1 статьи 161 Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в
постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с
пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как видно из материалов дела, здание бизнес-центра "Купеческий Двор" состоит из нежилых помещений, находящихся в индивидуальной собственности более чем 120 правообладателей - физических и юридических лиц. 19 марта 2010 года общим собранием собственников нежилых помещений принято решение о выборе непосредственной формы управления общим имуществом здания, представителем собственников в отношениях с третьими лицами избрано партнерство (протокол от 19.03.2010 N 1).
В соответствии с пунктом 3.1 Устава партнерства целями создания партнерства являются содействие в управлении и обеспечении наиболее эффективной эксплуатации бизнес-центра "Купеческий двор"; содействие в организации обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния имущества общего пользования, закрепленного за партнерством на законном основании.
Согласно доверенности от 24.03.2010, выданной собственниками помещений бизнес-центра "Купеческий двор" партнерству доверено, в том числе совершать юридические и иные действия в интересах собственников помещений здания по обеспечению и организации технического обслуживания общего имущества собственников, коммунальных сетей здания, а также инженерного оборудования в здании, лифтов, систем пожаротушения, сигнализации, для чего заключать необходимые договоры на согласованных сторонами договора условиях.
Между собственниками помещений бизнес-центра "Купеческий двор" (распорядитель) и партнерством (представитель) заключены однотипные договоры о порядке содержания общего долевого имущества. В соответствии с пунктом 1.2.4 договоров затраты представителя складываются из фактически понесенных и планируемых расходов представителя (плата за содержание, обслуживание и ремонт общего имущества здания, расходы утвержденные на общем собрании собственников здания, а также иные необходимые и неотложные расходы представителя на содержание здания, не включенные в тариф и т.д.). Распорядитель обязан своевременно и в полном объеме оплачивать затраты представителя по договору (пункт 2.1). Пунктом 2.10 договоров определено, что представитель имеет право производить фактические действия и заключать сделки от своего имени в интересах распорядителя в отношении общего долевого имущества здания. Пунктом 4.2 договоров предусмотрено, что при надлежащем исполнении соответствующих обязательств по договору распорядитель несет бремя содержания собственника объекта и освобождается от ответственности за неисполнение таких обязательств по договорам, подписанным от его имени представителем с поставщиками услуг (затраты от имени распорядителя). Ответственность по таким договорам в части обязанностей распорядителя, в таком случае возлагается на представителя.
В материалы дела представлены договоры на оказание охранных услуг от 24.03.2010 N 30; на техническое обслуживание и ремонт лифтов от 01.11.2011 N 1269/1; на оказание услуг по комплексной уборке помещений от 21.04.2011 N 189; на техническое обслуживание и ремонт систем автоматической пожарной сигнализации, охранной сигнализации, оповещения людей о пожаре и трансляции, управления установками дымоудаления, вентиляции подпора и дымоудаления, сбора и обработки информации от 28.05.2012 N 178; на техническое обслуживание системы охраны сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, системы управления контролем доступа, оповещения людей о пожаре и трансляции, системы сбора и обработки информации, системы водяного пожаротушения, системы газового пожаротушения в помещении серверной и системы автоматизации водоканализации, управления установками дымоудаления, вентиляции подпора и дымоудаления от 05.12.2012 N 77/1112-ТО, заключенные партнерством от своего имени с третьими лицами, направленные на надлежащее содержание общего имущества здания бизнес-центра "Купеческий двор", в том числе и обеспечение пожарной безопасности.
Согласно пункту 1.1 договора на техническое обслуживание и ремонт систем автоматической пожарной сигнализации, охранной сигнализации, оповещения людей о пожаре и трансляции, управления установками дымоудаления, вентиляции подпора и дымоудаления, сбора и обработки информации от 28.05.2012 N 178, заключенного партнерством с ООО "Меридиан", последнее обязуется по заданию заказчика (партнерства) осуществлять техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, системы охранной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и трансляции, системы управления установками дымоудаления, системы вентиляции подпора и дымоудаления, системы сбора и обработки информации в здании бизнес-центра "Купеческий Двор" по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 74, Литер "А", а заказчик (партнерство) обязуется оплатить услуги исполнителя на условиях данного договора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что собственники нежилых помещений в здании бизнес-центра "Купеческий Двор" возложили на партнерство обязанности по полному содержанию своих нежилых помещений, общего имущества в соответствии с
Правилами N 491. Партнерство, исходя из возложенных на него обязательств и предоставленных ему полномочий, обязано принимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности в том числе за свой счет, с последующим возмещением этих расходов за счет собственников помещений.
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о ненадлежащем исполнении партнерством обязанностей по соблюдению мер пожарной безопасности в здании бизнес-центра "Купеческий Двор", в целях управления которым партнерство создано (пункт 3.1 устава партнерства), и правомерном привлечении его к ответственности по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые апелляционный суд оценил с соблюдением норм
главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу
статей 286 и
287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы партнерства отсутствуют.
В силу
части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оспаривании решений административного органа государственная пошлина не уплачивается, поэтому государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей, перечисленная партнерством в доход федерального бюджета по платежному поручению от 15.05.2013 N 155, подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А53-36311/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить некоммерческому партнерству "Управление инфраструктурой бизнес-центра "Купеческий Двор" из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.05.2013 N 155.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА