Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2012 по делу N А32-32547/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом правонарушения доказан, основания для признания этого правонарушения малозначительным отсутствуют.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2012 по делу N А32-32547/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом правонарушения доказан, основания для признания этого правонарушения малозначительным отсутствуют.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2012 г. по делу N А32-32547/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Директория - Новый морской порт" (ИНН 2306020544, ОГРН 1022301119708) - Колдовской Е.В. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Отдела государственного пожарного надзора г. Ейска и Ейского района (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Директория - Новый морской порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2011 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 (судьи Захарова Л.А., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-32547/2011, установил следующее.
ООО "Директория - Новый морской порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора г. Ейска и Ейского района (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2011 N 395 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и отсутствием оснований для признания этого правонарушения малозначительным.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что требования
пункта 19 приложения 3 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) не нарушены, так как согласно произведенным в ходе проведения проверки замерам расстояние от пола до нижней части огнетушителя составляло 1, 45 м. Нарушения
пункта 57 ППБ 01-03 устранены до начала проверки, однако необходимые сведения не внесены в протокол замечаний к техническому отчету от 29.04.2011 N 67. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующие сведения в протоколе замечаний содержались. Обществом впоследствии устранены нарушения требований
пункта 90 ППБ 01-03. Судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам, указывающим на малозначительность совершенного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 15.08.2011 по 23.08.2011 Краснодарская транспортная прокуратура совместно с отделом проводила проверку соблюдения обществом требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений, расположенных в строении N 2 по ул. Шмидта в г. Ейске Краснодарского края.
В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения требований
пунктов 57,
60,
90 и
пункта 19 приложения 3 ППБ 01-03 при эксплуатации помещений административного здания. Вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении от 25.08.2011.
Материалы проверки переданы в отдел для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением отдела от 09.09.2011 N 395 общество привлечено к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса с назначением наказания в виде штрафа в сумме 150 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
статья 38 Закона N 69).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в
ППБ 01-03.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно
пункту 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Пунктом 60 ППБ 01-03 установлен запрет на использование приемников электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользование поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (
пункт 90 ППБ 01-03).
Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м (
пункт 19 приложения 3 ППБ 01-03).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду "...(нарушение пункта 19 приложения 3 ППБ 01-03).". | |
Судебные инстанции установили, что общество не устранило замечания, указанные в техническом отчете от 29.04.2011 N 67 (нарушение
пункта 57,
60 ППБ 01-03); на наружных стенах зданий отсутствовали указатели месторасположения пожарных гидрантов, водоемов (нарушение
пункта 90 ППБ 01-03); огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м (нарушение
пункта 19 ППБ 01-03).
Суды сделали обоснованный вывод о том, что данные нарушения подтверждаются, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.08.2011, объяснениями общества от 08.09.2011 N 420, справкой Отдела надзорной деятельности Ейского района ГУ МЧС России от 17.08.2011 N 23/9.19-1020.
Судебные инстанции правомерно отклонили довод общества об устранении нарушения
пунктов 57,
60 ППБ 01-03 до начала проверки, об отсутствии нарушения требований
пункта 19 приложения 3,
пункта 90 ППБ 01-03.
Суды сделали обоснованный вывод, что представленный в материалы дела технический отчет от 09.09.2011 N 160 не свидетельствует об отсутствии нарушений в момент проверки; светокопии фотографий не являются относимыми и допустимыми доказательствами; копия товарной накладной не может свидетельствовать об отсутствии правонарушения, так как подтверждает покупку обществом 28.09.2011 (через месяц после выявления правонарушения) светоотражающих указателей.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу
части 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды пришли к обоснованному выводу, что отсутствие доказательств принятия заявителем всех возможных действий для недопущения нарушений требований и норм пожарной безопасности свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении вмененных ему административных правонарушений.
Нарушение обществом требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, ответственность за которое предусмотрена
частью 3 статьи 20.4 Кодекса, установлено судебными инстанциями на основе имеющихся в материалах дела доказательств, в их совокупности и взаимосвязи, им дана правильная оценка.
Доводы общества о неприменении судами положений
статьи 2.9 Кодекса, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению.
Оценка выводов судебных инстанций о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (
абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", введен
постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71).
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм
главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу
статей 286 и
287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 по делу N А32-32547/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО