Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2012 по делу N А32-22713/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт правонарушения не доказан.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2012 по делу N А32-22713/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт правонарушения не доказан.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N А32-22713/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Возрождение" (ИНН 2315071320, ОГРН 1032309088627) - директора Милашевского Е.М. (выписка из ЕГРЮЛ от 15.08.2011) и Шоовой Н.А. (доверенность от 20.08.2012), в отсутствие заинтересованных лиц - отдела надзорной деятельности г. Новороссийска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 230901001, ОГРН 1042304979804), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 645/2012-1874 и 645/2012-1875; информация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 (судьи Соловьева М.В., Иванова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А32-22713/2011, установил следующее.
ЗАО "Возрождение" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности г. Новороссийска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю Шинкаренко В.В. (далее - отдел) от 11.08.2011 N 914 о привлечении к ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Определением суда от 22.08.2011 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - управление).
Решением суда от 15.02.2012 (судья Лесных А.В.) в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения
статьи 2.9 Кодекса.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2012 решение суда от 15.02.2012 отменено, признано незаконным и отменено постановление административного органа от 11.08.2011 N 914 как принятое с нарушением норм материального права. Суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности административным органом оснований для привлечения общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, выводы апелляционного суда не основаны на материалах дела и установленных по делу обстоятельствах. В постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что допускается изменение объемно-планировочных решений без внесения соответствующих изменений в проектную документацию. Данные изменения общество внесло после принятия обжалуемого постановления, что подтверждено письмом ООО "Проект" от 26.09.2011 N 156. Общество не представило расчет пожарного риска во время проверки, а представило его в арбитражный суд. На дату принятия обжалуемого постановления от 11.08.2011 N 914 общество не устранило нарушение
части 5 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения управления от 29.07.2011 N 509 проведена внеплановая выездная проверка общества в целях надзора (контроля) за исполнением ранее выданного предписания от 01.02.2010 N 34/34/1-34 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что общество нарушило требования пожарной безопасности, а именно: объемно-планировочные решения здания не обеспечивают эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие опасных факторов пожара, возможность мероприятий по спасению людей, возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания, возможность подачи огнетушащих средств в очаг пожара, нераспространение пожара на соседние здания (допускается изменение объемно-планировочных решений без внесения соответствующих изменений в проектную документацию); монтаж установки пожарной автоматики не выполнен в соответствии с проектной документацией; не обеспечено минимальное расстояние относительно ближайших зданий в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной их пожарной опасности; автоматическая пожарная сигнализация не обеспечивает информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.
По результатам проверки составлен акт от 05.08.2011 N 509, протокол об административном правонарушении от 05.08.2011 и принято постановление от 11.08.2011 N 914 о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции установил и исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признал незаконным и отменил постановление административного органа от 11.08.2011 N 914, исходя из следующего.
В силу
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Во исполнение
Закона о пожарной безопасности приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 с 30.06.2003 введены в действие
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. На основании
пункта 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным и отменил обжалуемое постановление административного органа в части признания общества нарушившим
статью 80 Закона N 123-ФЗ, установив, что ни в акте проверки, ни в протоколе, ни в постановлении не указано, какие конкретно объемно-планировочные решения здания не обеспечивают эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие опасных факторов пожара, возможность мероприятий по спасению людей, возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания, возможность подачи огнетушащих средств в очаг пожара, нераспространение пожара на соседние здания (допускается изменение объемно-планировочных решений без внесения соответствующих изменений в проектную документацию).
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и, в частности, письма ООО "Арсенал-Юг" от 02.11.2011 N 130/11 и экспертного заключения ООО "Огнезащита-Сервис" от 04.02.2011 суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным и отменил обжалуемое постановление административного органа в части признания общества нарушившим
статью 69 Закона N 123-ФЗ (не обеспечено минимальное расстояние относительно ближайших зданий в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной их пожарной опасности).
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на недоказанность административным органом нарушения обществом
статьи 83 Закона N 123-ФЗ (монтаж установки пожарной автоматики не выполнен в соответствии с проектной документацией; автоматическая пожарная сигнализация не обеспечивает информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей), поскольку материалами дела (в том числе ранее составленными актами административного органа по результатам проверки общества) подтверждено обратное.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в данном случае административный орган не исследовал вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, не определил объективную сторону правонарушения, надлежаще не оформил процессуальные документы, являющиеся основными доказательствами при привлечении лиц к административной ответственности (
статьи 26.2,
28.1,
28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и как следствие, не доказал состав вменяемого обществу административного правонарушения. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Доводы кассационной жалобы управления не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и в силу
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А32-22713/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА