Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.02.2012 по делу N А32-23257/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт правонарушения.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.02.2012 по делу N А32-23257/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт правонарушения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. по делу N А32-23257/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" (ИНН 2314014488, ОГРН 1022302349398), заинтересованного лица - отдела надзорной деятельности Лабинского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 230901001, ОГРН 1042304979804), направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2011 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 (судьи Смотрова Н.Н., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-23257/2011, установил следующее.
ООО "Комплекс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности Лабинского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 09.08.2011 N 243 о привлечении общества к ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 28.09.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.11.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтвержден факт административного правонарушения и вина общества в его совершении.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, суды не приняли во внимание, что обследуемые здания и сооружения не введены в эксплуатацию, находятся в стадии завершения строительства. Суды уклонились от исследования вопросов о факте и условиях аренды незавершенных объектов строительства, не привлекли к участию в деле арендатора Мельникову Е.П.
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании требования Лабинской межрайонной прокуратуры от 06.07.2011 N 7-18-4 отдел провел внеплановую проверку по надзору за соблюдением обществом требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях заявителя (Краснодарский край, Лабинский район, ст. Зассовская, Зассовская поляна).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: в здании литер Б (кафе), литер А (офисно-производственное здание), литер В (проходная), а также временном сооружении, используемом в качестве склада (вагончик), отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах; стены эвакуационных выходов кафе (пом. 1 литер Б) облицованы горючими материалами (пластиком); отсутствует ограждение наружной лестницы в здании проходной.
По итогам проверки отдел направил в Лабинскую межрайонную прокуратуру информационное письмо N 23/9.31-1219 с указанием выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
По окончании проверки в отношении общества прокуратурой вынесено постановление о возбуждении административного дела по
части 4 статьи 20.4 Кодекса.
Рассмотрев материалы проверки, отдел вынес постановление от 09.08.2011 N 243 о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции исходили из доказанности вменяемого обществу нарушения, наличия в действиях вины в его совершении, отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя при привлечении к административной ответственности. Данный вывод является правильным ввиду следующего.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
С учетом анализа содержания требований
ППБ 01-03,
НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323, а также представленных в дело доказательств, суды установили факт нарушения обществом требований пожарной безопасности.
На основании
статьи 38 Закона 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом вменяемого правонарушения, правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку общество является собственником проверявшихся помещений, в которых были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Суды установили, что в рассматриваемом случае общество является надлежащим субъектом административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса за нарушение правил пожарной безопасности в принадлежащих ему на праве собственности помещениях, даже при условии сдачи их в аренду.
Содержащееся в кассационной жалобе утверждение о том, что суд не отразил и не оценил довод общества об отсутствии в его деяниях события правонарушения в связи с тем, что объекты не введены в эксплуатацию, не эксплуатируются и находятся в стадии завершения строительства, противоречит материалам дела и содержанию судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
Судебные инстанции всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, оценили имеющиеся в деле доказательства и сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм
главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу
статей 286 и
287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу N А32-23257/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
М.Г.КАЛАШНИКОВА