Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2012 по делу N А53-21026/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено. Учреждение освобождено от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2012 по делу N А53-21026/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено. Учреждение освобождено от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. по делу N А53-21026/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра "Чайка" Кашарского района Ростовской области (ИНН 6115903240, ОГРН 1096173000098) - директора Любчича Н.А. (распоряжение от 07.06.2011) и Агуреева А.И. (доверенность от 19.09.2012), от заинтересованных лиц - отделения надзорной деятельности по Миллеровскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722) - Димитрова В.А. (доверенность от 15.08.2012), рассмотрев кассационную жалобу отделения надзорной деятельности по Миллеровскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 (судьи Сулименко О.А., Захарова Л.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-21026/2011, установил следующее.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра "Чайка" Кашарского района Ростовской области (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения надзорной деятельности по Миллеровскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - отделение, административный орган) о привлечении к административной ответственности по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 420 тыс. рублей штрафа.
Определением суда от 26.10.2011 в качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - управление).
Решением суда от 09.12.2011 (судья Сурмалян Г.А.) в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях учреждения состава правонарушения, квалифицируемого по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение отделением порядка привлечения учреждения к административной ответственности и отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2012 решение суда от 09.12.2011 отменено, на основании
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено оспариваемое постановление отделения.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось отделение с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неполно исследовал имеющиеся в деле доказательства. Материалы дела об административном правонарушении содержат достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении учреждением нарушений правил противопожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущенные учреждением нарушения пожарной безопасности не являются малозначительными, поскольку ранее учреждение привлекалось к ответственности за те же нарушения и в случае возникновения пожара могут привести к тяжким последствиям, в том числе и гибели людей.
В нарушение
статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель отделения поддержал доводы кассационной жалобы, представители учреждения просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением администрации Миллеровского района Ростовской области от 16.06.2011 N 142 "Об установлении особого противопожарного режима" на территории Миллеровского района Ростовской области с 17.06.2011 установлен особый противопожарный режим.
В период с 14.07.2011 по 21.07.2011 административный орган совместно с прокурором Кашарского района Ростовской области проверили соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и на принадлежащей учреждению территории по адресу: Ростовская область, Миллеровский район, х. Новониколаевка.
Проверкой выявлены нарушения учреждением законодательства о пожарной безопасности, а именно: территория в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к постройкам, не очищены от горючих отходов, мусора, сухой травы (нарушение
пункта 21 ППБ 01-03); в здании для обслуживания персонала допускается использование технического помещения для хранения дров и упаковки (нарушение
пункта 40 ППБ 01-03); двери чердачных помещений в зданиях для проживания персонала, пищеблока не закрыты на замки (нарушение
пункта 44 ППБ 01-03); учреждение не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями норм (нарушение
пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.11 СНиП 2.04.02-84*); учреждение не оборудовано прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов (нарушение
пункта 39 ППБ 01-03).
По результатам проверки прокурор Кашарского района Ростовской области принял постановление от 21.07.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении учреждения и передал материалы в отделение.
Постановлением отделения от 09.08.2011 N 260-142/2011/3 учреждение привлечено к административной ответственности по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 420 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало постановление отделения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о совершении учреждением правонарушения, квалифицируемого по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и указал на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции признал возможным в данном случае применение
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса.
Как видно из материалов дела, в проверяемом периоде в Миллеровском районе Ростовской области установлен особый противопожарный режим, в условиях которого учреждение нарушило требования пожарной безопасности, в связи с чем административный орган правомерно привлек учреждение к ответственности по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 420 тыс. рублей штрафа.
Поскольку суд апелляционной инстанции признал совершенное учреждением правонарушение малозначительным, и оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (
абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отдела отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 по делу N А53-21026/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ