Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.01.2013 по делу N А63-10113/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вина общества в совершении правонарушения установлена и доказана. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для привлечения этого лица к административной ответственности.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.01.2013 по делу N А63-10113/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вина общества в совершении правонарушения установлена и доказана. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для привлечения этого лица к административной ответственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2013 г. по делу N А63-10113/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 9 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Элеватор" (ИНН 2624000012, ОГРН 1022603222069), заинтересованных лиц - Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7703750144, ОГРН 1117746644400) и Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 27472 - 27475; информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Элеватор" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2012 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 (судьи Белов Д.А., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А63-10113/2012, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Элеватор" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 11.05.2012 N 1/1-18 о назначении административного наказания по
части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Определением суда от 07.08.2012 в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Минераловодский межрайонный транспортный прокурор (далее - прокурор).
Решением суда от 31.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2012, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что вина общества в совершении правонарушения, квалифицируемого по
части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена и доказана; в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое является процессуальным документом.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает на существенное нарушение его законных прав и интересов, поскольку управление не составило протокол об административном правонарушении в отношении общества, права и обязанности представителю общества не разъяснены, обществу не представлена возможность дать пояснения и возражения по поводу привлечения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение
статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
До рассмотрения кассационной жалобы от общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, обоснованное затруднительностью обеспечения явки полномочного представителя в судебное заседание ввиду невозможности приобретения билетов с целью поездки в г. Краснодар для участия в рассмотрении кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении ходатайства обществу надлежит отказать, поскольку в силу
части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы; на основании
части 1 статьи 158 Кодекса откладывает судебное разбирательство в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства, а также по ходатайству участвующего в деле лица об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки, если признает эти причины уважительными.
Ввиду документальной необоснованности обществом заявленного ходатайства и отсутствия доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, при наличии в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, письменно изложенных доводов кассационной жалобы общества и отзыва прокурора, ходатайство общества об отложении рассмотрения кассационной жалобы надлежит отклонить.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании информации управления в период с 16.03.2012 по 18.04.2012 прокурор проверил соблюдение обществом требований законодательства о промышленной безопасности взрывопожароопасного производственного объекта, эксплуатируемого им на основании лицензии. Проверкой выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации обществом опасных производственных объектов, а именно: приводы аспирационных сетей N 109 и N 113 не в полном объеме укомплектованы ремнями (нарушение
пункта 5.2.33 Правил промышленной безопасности для взрывопожарных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья (ПБ 14-586-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 10.06.2003 N 85 (далее - ПБ 14-586-03); транспортерные ленты сшиты металлическими скобами (нарушение
пункта 5.2.32 ПБ 14-586-03); органы управления аварийного отключения технологического оборудования приемно-очистительных башен не имеют указателей нахождения (нарушение
пункта 6.5.6 ПБ 14-586-0); аппаратчик обработки зерна Воротынцева А.В. проводила работы на крыше вагона-зерновоза при погрузке зерна с элеватора ЛВ4х175 при отсутствии монтажного пояса, прикрепленного к тросовой подвеске (нарушение
пункта 6.10.1.8 ПБ 14-586-03); журнал ежемесячного контроля за работой средств взрывопредупреждения ведется не постоянно (нарушение
пункта 5.2.23 ПБ 14-586-03); при установке органов управления аварийного отключения ленточных транспортеров приемных галерей не выполнено расстояние - через каждые 10 метров вдоль транспортера (нарушение
пункта 6.7.160 ПБ 14-586-03).
По результатам проверки межрайонный транспортный прокурор принял постановление от 19.04.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества, которое направил в управление.
Постановлением управления от 11.05.2012 N 1/1-18 общество привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о законности постановления управления от 11.05.2012 N 1/1-18 о привлечении общества к административной ответственности по
части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Суды признали обоснованными выводы управления о совершении обществом административного правонарушения, квалифицируемого по
части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося в следующем: приводы аспирационных сетей N 109 и N 113 не в полном объеме укомплектованы ремнями; транспортерные ленты сшиты металлическими скобами; органы управления аварийного отключения технологического оборудования приемно-очистительных башен не имеют указателей нахождения; аппаратчик обработки зерна Воротынцева А.В. проводила работы на крыше вагона-зерновоза при погрузке зерна с элеватора ЛВ4х175 при отсутствии монтажного пояса, прикрепленного к тросовой подвеске; журнал ежемесячного контроля за работой средств взрывопредупреждения ведется не постоянно; при установке органов управления аварийного отключения ленточных транспортеров приемных галерей не выполнено расстояние - через каждые 10 метров вдоль транспортера.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.
Согласно
части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ к опасным производственным объектам отнесены предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а также используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, указанные в перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, разработанном в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1998 N 928.
В силу
статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в
Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В
части 1 статьи 9,
части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ указано, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В ходе проверки установлено, что общество нарушило
пункты 5.2.33,
5.2.32,
6.5.6,
6.10.1.8,
5.2.23,
6.7.160. Нарушения, указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.04.2012 и постановлении управления общество не оспаривает.
Суды установили, что общество не представило доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению норм и правил, за нарушение которых
частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и установленных по данному делу фактических обстоятельств, сделали правильный вывод о том, что вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена и документально подтверждена.
Суды правомерно отклонили довод общества о том, что управление не составило протокол об административном правонарушении, установив, что существо правонарушения зафиксировано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, принятом прокурором в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правоотношении, ответственность за которое предусмотрена
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу
пункта 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с
частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 28.4 Кодекса, которая предусматривает, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление.
Таким образом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.04.2012 представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для привлечения этого лица к административной ответственности.
Довод общества о том, что представителю общества не разъяснены права и обязанности, обоснованно отклонен судами, поскольку факт разъяснения представителю общества прав надлежаще зафиксирован в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.04.2012.
Не основан на материалах дела довод общества о том, что ему не обеспечена возможность представить пояснения и возражения по поводу привлечения к административной ответственности, поскольку и при принятии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.04.2012, и при принятии оспариваемого постановления управления присутствовал законный представитель общества.
Суды проверили соблюдение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности и нарушений не установили.
Представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц суды оценили по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты.
В соответствии со
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и установленных по делу обстоятельств, и в силу
статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу N А63-10113/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ТРИФОНОВА