Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2013 по делу N А53-27260/2012
Требование: Об отмене предписания, постановлений о назначении наказания, представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (несоблюдении требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения по частям 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Основания для признания правонарушений малозначительными отсутствуют, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2013 по делу N А53-27260/2012
Требование: Об отмене предписания, постановлений о назначении наказания, представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (несоблюдении требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения по частям 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Основания для признания правонарушений малозначительными отсутствуют, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N А53-27260/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Росэнергосервис" (ИНН 6164067510, ОГРН 1026103276132) - Волковой М.А. (доверенность от 29.07.2013), в отсутствие заинтересованных лиц - Отдела надзорной деятельности по г. Ростову-на-Дону Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росэнергосервис" на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2013 (судья Еремин Ф.Ф.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-27260/2012, установил следующее.
ООО "Росэнергосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Отделу надзорной деятельности по г. Ростову-на-Дону Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - отдел) с требованиями о признании незаконными и отмене:
- предписания от 05.06.2012 N 164-7/1 /1,
- постановлений от 14.08.2012 N 404-176/2012/10, 404-177/2012/10, 404-178/2012/10 о назначении административного наказания,
- представлений от 14.08.2012 N 404-176/2012/11, 404-177/2012/11, 404-178/2012/11 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 12.02.2013, оставленным без изменения
постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2013, заявленные требования удовлетворены частично:
- признано недействительным предписание от 05.06.2012 N 164-7/1 /1 в части пунктов 3, 5, 8, 13,
- признано незаконным и отменено постановление от 14.08.2012 N 404-176/2012/10,
- признано незаконным и отменено представление от 14.08.2012 N 404-176/2012/11,
- признано незаконным и отменено представление от 14.08.2012 N 404-178/2012/11 в части пункта 6.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду "... по части 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...". | |
Судебные акты мотивированы тем, что при вынесении оспариваемого предписания отдел не исследовал и не установил надлежащим образом событие нарушения в части пунктов 3, 5, 8, 13. Постановление от 14.08.2012 N 404-176/2012/10 признано незаконным, поскольку содержит неправильную квалификацию совершенного обществом правонарушения. Отказывая в удовлетворении требований, суды указали, что в действиях общества имеется состав правонарушения по
части 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса. Основания для признания правонарушений малозначительными отсутствуют, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 12.02.2013 и
постановление суда апелляционной инстанции от 29.04.2013 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает на нарушение установленного действующим законодательством порядка проведения проверки и рассмотрения материалов дела. Суды не проверили доводы общества о соблюдении требований пожарной безопасности: назначены ответственные лица за обеспечение пожарной безопасности и разработаны планы выполнения работ по техническому обслуживанию здания. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Акт от 05.06.2012 и оспариваемые постановления не содержат сведений о сроке проведения проверки, установленный для малого и среднего предпринимательства. Суд апелляционной инстанции не проверил доводы общества о применении судом первой инстанции норм, не подлежащих применению.
В отзыве на кассационную жалобу отдел считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.04.2012 N 164-7 проведена плановая проверка общества, в ходе которой установлены нарушения обществом требований пожарной безопасности:
1. трубопровод внутреннего противопожарного водопровода выполнен из пластика (
пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пункт 10.1* СНиП 2.04.01-85*),
2. не произведено испытание внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу с составлением соответствующих актов (испытание проводить 2 раза в год весной и осенью) (
пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390),
3. несущие (частично) металлические конструкции здания не выполнены с требуемым минимальным пределом огнестойкости, соответствующим степени огнестойкости здания (
часть 2 ст. 87 Закона N 123-ФЗ,
пункт 5.18* СНиП 21-01-97*),
4. помещения окрасочных и сушильных камер не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (
пункт 14,
таблица 4,
пункты 1 и
2 НПБ 110-03),
5. устройство в производственных и складских помещениях здания конторки и других встроенных помещений из горючих и трудногорючих материалов и листового металла (
подпункт "л" пункта 23 ППР),
6. эвакуационное освещение не включается автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (
пункт 43 ППР),
7. на путях эвакуации (3-й этаж АБК) устроен порог, препятствующий свободной эвакуации людей (
подпункт "а" пункта 36 ППР),
8. части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (складские, производственные, административные помещения) (
часть 4 статьи 4,
часть 1 статьи 88 Закона N 123-ФЗ),
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 31 раздела 3 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, а не раздел 3 пункта 31. | |
9. сотрудники, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение в рамках пожарно-технического минимума с получением соответствующего удостоверения (раздел 3
пункта 31 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645),
10. для всех складских и производственных помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности (
пункт 20 ППР),
11. в здании поста охраны отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации (
пункт 4 НПБ 110-03),
12. автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании не исправны (проведена сработка автоматической пожарной сигнализации в подсобном помещении производства на первом этаже здания, система оповещения людей о пожаре не запустилась) (
пункт 61 ППР),
13. провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией не проложены в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов (
пункт 3.9 НПБ 104-03),
14. не представлены подтверждающие документы по проведению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту имеющейся автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с годовым планом-графиком (
пункт 63 ППР).
По результатам проверки отдел составил акт от 05.06.2012 N 164-7 и выдал обществу предписание от 05.06.2012 N 164-7/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.02.2013.
Определениями от 05.06.2012 N 404-176/2012/1, 404-77/2012/1 и 404-178/2012-1 отдел возбудил в отношении общества дела об административных правонарушениях.
Отдел составил протоколы об административных правонарушениях от 03.08.2012 N 404-176/2012/7, 404-177/2012/7, 404-178/2012/7 по признакам нарушения
частей 2,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса.
Постановлениями от 14.08.2012 N 404-176/2012/10 общество привлечено к административной ответственности по
части 2 статьи 20.4 Кодекса в виде 400 тыс. рублей штрафа за нарушение пунктов 3, 5, 8, 9, 10, указанных в акте и предписании; N 404-177/2012/10 - по
части 3 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа за нарушение пунктов 1 и 2, указанных в акте и предписании; N 404-178/2012/10 - по
части 4 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа за нарушение пунктов 4, 6,7, 11, 12, 13, 14, указанных в акте и предписании.
Обществу выданы представления от 14.08.2012 N 404-176/2012/11, 404-177/2012/11 и 404-178/2012/11 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В порядке
статей 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно
пункту 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Судебные инстанции, руководствуясь
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и обоснованно отказали в удовлетворении части требований общества.
В соответствии со
статьями 170 и
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суд отверг доказательства общества и отклонил приведенные им в обоснование своих требований доводы.
Суды правильно указали, что факты нарушения обществом требований пожарной безопасности (трубопровод внутреннего противопожарного водопровода выполнен из пластика, не произведено испытание внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу с составлением соответствующих актов, помещения окрасочных и сушильных камер не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, эвакуационное освещение не включается автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, на путях эвакуации (3-й этаж АБК) устроен порог, препятствующий свободной эвакуации людей, в здании поста охраны отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации, автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании не исправны), ответственность за которые установлена
частями 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса, установлен и подтверждается материалами дела, признан обществом и по существу не оспорен.
Согласно
части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что в действиях общества имеются составы административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена
частями 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса. Основания для удовлетворения требований общества в части постановлений от 14.08.2012 N 404-177/2012/10, 404-178/2012/10 и представлений от 14.08.2012 N 404-177/2012/11, 404-178/2012/11 (за исключением пункта 6) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, предписания от 05.06.2012 N 164-7/1 /1 (за исключением пунктов 3, 5, 8, 13) отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы о нарушении порядка проведения проверки и привлечения к административной ответственности являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, и в силу
части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в
абзаце 3 пункта 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях) обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 17.06.2013 N 1973.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2013 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А53-27260/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Росэнергосервис" из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 17.06.2013 N 1973.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ