Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 17.04.2013 N ВАС-4185/13 отказано в передаче дела N А32-17525/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2013 по делу N А32-17525/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности и неустранение выявленных нарушений в установленный срок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях администрации имеется состав вмененного правонарушения. Доказательства принятия всех зависящих от нее мер по устранению нарушений не представлено.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2013 по делу N А32-17525/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности и неустранение выявленных нарушений в установленный срок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях администрации имеется состав вмененного правонарушения. Доказательства принятия всех зависящих от нее мер по устранению нарушений не представлено.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. по делу N А32-17525/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (ИНН 2356044276, ОГРН 1052331330556) - Федосовой О.В. (доверенность от 25.02.2013 N 8) и Косенко А.В. (доверенность от 06.12.2012 N 63), в отсутствие заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности Усть-Лабинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 37945, информация размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), рассмотрев кассационную жалобу Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2012 (судья Гладков В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-17525/2012, установил следующее.
Администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности Усть-Лабинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее - административный орган) об отмене постановления от 18.05.2012 N 92 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением от 20.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2012, суд отказал в удовлетворении заявленного администрацией требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса. Судебные инстанции указали, что администрация не представила доказательства принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности и устранению допущенных нарушений.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Заявитель жалобы полагает, что административный орган нарушил процедуру составления протокола об административном правонарушении, составив его более чем через 14 суток с момента выявления правонарушения. Администрация не является субъектом административной ответственности, поскольку не является собственником занимаемых помещений и прилегающей к зданию территории.
Отзыв на кассационную жалобу административный орган не представил.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.02.2013 до 14 часов 00 минут 27.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей администрации, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, административный орган распоряжением от 20.03.2012 N 223 назначил внеплановую проверку администрации с целью осуществления контроля за исполнением ранее выданного предписания от 20.05.2011 N 130/1/142.
По результатам проведенной внеплановой проверки арендуемых администрацией помещений административный орган составил акт от 27.04.2012 N 223 и протокол об административном правонарушении от 10.05.2012 N 238, из которых следует, что администрация нарушила требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и эвакуации людей в зданиях. Постановлением от 18.05.2012 N 92 администрация привлечена к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса с назначением наказания в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В спорном периоде действовали требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установленные
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Согласно
пункту 3 ППБ 01-03 наряду с названными правилами необходимо руководствоваться и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно: руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с
пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Требования относительно автоматических установок пожаротушения и сигнализации содержатся в
пункте 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Согласно
пункту 3 части 2 статьи 53 Федерального закона от 22.07.08 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должно быть организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Как видно из материалов дела, в ходе проверки администрации на предмет соблюдения
правил пожарной безопасности выявлены следующие нарушения: план эвакуации не соответствует ГОСТ Р12.2.143-2009, (
пункт 16 ППБ 01-03); на путях эвакуации допущена отделка помещений горючим материалом (
пункт 53 ППБ 01-03); кабинеты не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (
пункт 16 ППБ 01-03); кабинеты не оборудованы автоматической системой пожаротушения (
пункт 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03). Доказательства обратного, а именно того, что в арендуемых помещениях администрацией соблюдались
правила пожарной безопасности, на нарушение которых указано в акте от 27.04.2012 N 223, протоколе об административном правонарушении от 10.05.2012 N 238 и оспариваемом постановлении, администрация не представила.
Довод о том, что администрация не является субъектом административной ответственности, поскольку не является собственником занимаемых помещений и прилегающей к зданию территории отклоняется судом кассационной инстанции. В
статье 38 Закона N 69-ФЗ в числе лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, названы как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно представленным в материалы дела договорам аренды нежилых помещений, являющихся собственностью муниципального образования Усть-Лабинский район от 17.02.2012 N 2 и N 3, администрация приняла во временное пользование помещения площадью 26,6 кв. м и 197,4 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 38. Данное обстоятельство установлено судебными инстанциями и не оспаривается администрацией.
Довод заявителя жалобы о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением установленного законом срока не принят судом кассационной инстанции. В силу
части 3 статьи 28.5 Кодекса в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные
статьей 28.7 Кодекса. Согласно требованиям
статьи 28.7 Кодекса в случаях, если после выявления административного правонарушения в области пожарной безопасности осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Из материалов дела усматривается, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования вынесено 27.04.2012, протокол об административном правонарушении составлен 10.05.2012, то есть в пределах установленного срока.
В соответствии с
частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно
статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу N А32-17525/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ТРИФОНОВА