Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2023 N Ф09-6997/23 по делу N А07-26571/2021
Требование: О признании недействительными предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты.
Обстоятельства: Собственник объекта защиты полагал, что проверка проведена с грубыми нарушениями.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как проверка проведена на основании ежегодного плана проверок и распоряжения, указание в нем другого адреса объекта является следствием описки, подтверждено выявление нарушения (различная высота ступеней лестниц на путях эвакуации), отчеты по оценке пожарного риска не соответствуют предъявляемым требованиям.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2023 N Ф09-6997/23 по делу N А07-26571/2021
Требование: О признании недействительными предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты.
Обстоятельства: Собственник объекта защиты полагал, что проверка проведена с грубыми нарушениями.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как проверка проведена на основании ежегодного плана проверок и распоряжения, указание в нем другого адреса объекта является следствием описки, подтверждено выявление нарушения (различная высота ступеней лестниц на путях эвакуации), отчеты по оценке пожарного риска не соответствуют предъявляемым требованиям.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2023 г. N Ф09-6997/23
Дело N А07-26571/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агидель" (далее - ООО "Агидель") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2023 по делу N А07-26571/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ООО "Агидель" - Балюк М.А. (доверенность от 09.01.2023).
ООО "Агидель" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Бирскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - Бирский межрайонный ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС по Республики Башкортостан, отдел, административный орган), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее также - ГУ МЧС России по Республики Башкортостан, управление) о признании недействительными предписания N 58/1/1 от 16.06.2021, представления N 1092-4-11-31 от 07.07.2021, решения от 29.06.2021.
К участию в деле привлечен заместитель начальника Бирского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС по РБ майор внутренней службы Чернов В.В. (далее - заместитель начальника Бирского МОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ Чернов В.В.).
Решением суда первой инстанции от 12.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агидель" просит решение и постановление судов отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, что фактически проверка проведена отделом на объектах ООО "Агидель", находящихся по адресу: 453434, Республика Башкортостан, ул. Социалистическая, 74, а в п. 2 Распоряжения N 58 от 20.05.2021 о проведении проверки указано место нахождения: 453434, Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 58. При этом распоряжения о проведении проверки по адресу: 453434, Республика Башкортостан, ул. Социалистическая, 74 принято не было, обществу вручено не было, общество не было уведомлено о проведении проверки по указанному адресу, что является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных частью 12 статьи 9, частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Вывод о том, что при проведении плановой проверки органом контроля (надзора) были допущены грубые нарушения требований к организации и проведению проверок, содержится в решении Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25.11.2021 по делу N 12-76/2021.
По мнению ООО "Агидель", содержание п. 4 оспариваемых предписания и представления не позволяло их исполнить ввиду неправильно указанного нарушения (ссылка на несуществующий пункт Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171). Следовательно, отделом не доказан факт нарушения заявителем требований противопожарной защиты.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что описываемое в п. 4 предписания нарушение, выразившегося в несоответствии высоты ступеней, действительно имело место быть, поскольку измерение высоты ступеней (натурный обмер) проверяющим должностным лицом фактически не проводилось. Требование отдела к ООО "Агидель" о том, чтобы высота ступеней железных лестниц выхода в технический этаж была одинаковой, является незаконной, так как противоречит положениям Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Вывод судов о законности оспариваемого решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021 сделан без исследования представленного в суд Отчета по определению величин пожарного риска Завода теплоизоляционных материалов "Агидель" от 27.10.2011. Вывод суда о законности оспариваемого решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021 сделан без исследования представленного отчета.
Также заявитель жалобы ссылается на то, что плановая проверка проведена административным органом с нарушением периодичности ее проведения, то есть ранее истечения установленного срока проведения плановой проверки юридического лица, исчисляемого со дня проведения предыдущей плановой проверки.
В представленном отзыве управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу общества "Агидель" - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.05.2021 N 58, вынесенного главным государственным инспектором городов Бирск, Благовещенск, Бирского, Благовещенского, Иглинского и Нуримановского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Фроловым В.Г., с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год в отношении объектов защиты (комплекс зданий и сооружений) ООО "Агидель", отнесенного к категории среднего риска, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74, в период с 25.05.2021 по 22.06.2021 проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки заместителем начальника отдела Черновым В.В. составлен акт проверки от 16.06.2021 N 19, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения ООО "Агидель" требований пожарной безопасности. На основании акта заявителю выданы:
- предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 16.06.2021 N 58/1/1;
- представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 07.07.2021 N 1092-4-1131;
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021.
Не согласившись с законностью указанных ненормативных актов, ООО "Агидель" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Выводы судов законны и обоснованы.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок (часть 6.1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Проект ежегодного плана проверок ГУ МЧС России по Республики Башкортостан на 2021 год был направлен в орган прокуратуры, от которого предложений об устранении замечаний относительно ООО "Агидель" в адрес управления не поступало. Далее Генеральной прокуратурой Российской Федерации был сформирован ежегодный сводный план проведения плановых проверок, который размещен на ее официальном сайте в сети "Интернет".
Таким образом, плановая выездная проверка в отношении объектов защиты ООО "Агидель" проведена управлением в соответствии со сводным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного пожарного надзора (пункт 17 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
Как устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абзацы четвертый, шестой и двенадцатый статьи 1).
В развитие данных положений федеральным законодателем введена статья 6.1 Закона N 69-ФЗ, в силу которой предметом плановых проверок выступает не сама по себе деятельность организаций и граждан в предпринимательской или иной экономической сфере, а соблюдение ими требований пожарной безопасности на объектах защиты (зданиях, сооружениях, помещениях и других объектах). Соответственно, проверка соблюдения гражданами и организациями пожарной безопасности проводится уполномоченным органом в отношении используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
При этом в целях предотвращения избыточного надзора в силу части четвертой той же статьи периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.
В соответствии с пунктом 21 данного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Положение N 290), проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год; для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет; в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. При этом основанием для проведения плановой проверки является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты ввода объекта защиты в эксплуатацию либо окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 29.10.2020 N 2417-О.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Судами установлено и из материалов дела следует, что оспариваемые предписание N 58/1/1 от 16.06.2021, представление N 1092-4-1131 от 07.07.2021, решение от 29.06.2021 выданы ООО "Агидель" по итогам плановой выездной проверки, проведенной управлением на основании распоряжения главного государственного инспектора городов Бирск, Благовещенск, Бирского, Благовещенского, Иглинского и Нуримановского районов по пожарному надзору В.Г. Фролова от 20.05.2021 N 58 с целью выполнения ежегодного плана проведения проверок на 2021 год, размещенного на официальном сайте административного органа.
Согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2021 год (номер плана в ФГИС "Единый реестр проверок" - 2021012297) местом нахождения проверяемых объектов защиты ООО "Агидель" является адрес: 453434, Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Социалистическая. 74.
Судом приняты пояснения представителя управления о том, что указание в распоряжении другого адреса (г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 58) было допущено по причине совершенной описки. При этом судом отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении объектов защиты ООО "Агидель", расположенных по данному адресу в указанный период органом пожарного надзора была проведена плановая выездная проверка.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что проверка объектов защиты ООО "Агидель", расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74, проведена административным органом в соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок и на основании изданного распоряжения от 20.05.2021 N 58.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку заявителя на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25.11.2021 по делу N 12-76/2021, указав, что данное решение суда общей юрисдикции не имеет преюдициального значения для арбитражного суда, так как суд общей юрисдикции не давал оценки наличию или отсутствию состава правонарушения в действиях юридического лица.
Учитывая, что в соответствии с приведенными выше нормами права, а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 24.03.2015 N 636-О, от 29.10.2020 N 2417-О, проверка соблюдения гражданами и организациями пожарной безопасности проводится уполномоченным органом в отношении используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, судами обоснованно отклонены доводы заявителя о нарушении административным органом установленной периодичности проведения плановых проверок в отношении ООО "Агидель" на том основании, что последняя плановая проверка была проведена в 2019 году в отношении объекта защиты ООО "Агидель", расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 58, т.е. в отношении иного объекта защиты ООО "Агидель".
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Агидель" не представило доказательств (актов предыдущих плановых проверок), свидетельствующих о том, что проведение в 2021 году плановой проверки объектов защиты ООО "Агидель", расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74, было осуществлено с нарушением установленной периодичности с даты окончания проведения последней плановой проверки данного объекта защиты.
Довод заявителя о том, что административным органом не доказан факт нарушения заявителем требований противопожарной защиты, указанный в п. 4 оспариваемых предписания и представления, был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен.
Судами установлено, что в ходе проведения проверки административным органом выявлено наличие нарушения относительно имеющейся различной высоты ступеней на железных лестницах выхода в технический этаж на путях эвакуации. При этом, учитывая, что правило о том, что на путях эвакуации не допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки, содержится в п. 4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009, а также прописано в п. 4.3.6 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 и введенных в действие с 19.09.2020, суды признали, что опечатка, допущенная в п. 4 оспариваемых предписания и представления в виде указания иного пункта Свода правил СП 1.13130.2009, не исключает самого факта, действительно имеющего место быть нарушения требования в сфере пожарной безопасности.
Из содержания оспариваемого решения о непринятии результатов отчета по оценке пожарного риска от 29.06.2021 следует, что при проведении проверки расчетов выявлено, что расчеты не соответствуют предъявляемым требованиям, а именно:
Отчеты по оценке пожарного риска не соответствует требованию Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска").
В отчете по оценке пожарного риска отсутствует:
- наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;
- описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
- перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
- не предоставлено определение расчетных величин пожарного риска;
- вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Учитывая, что указанные нарушения при подготовке Отчета расчета пожарного риска не опровергнуты ООО "Агидель" в ходе судебного разбирательства, заявитель не представил документально подтвержденного правового обоснования незаконности оспариваемого решения, не доказал нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021 вынесено заместителем начальника Бирского МОНД и ПР УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан В.В. Черновым в рамках представленных полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2023 по делу N А07-26571/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГИДЕЛЬ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Н.Н.СУХАНОВА