Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2018 N Ф08-1539/2018 по делу N А18-516/2017
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку недостаточно исследованы фактические обстоятельства относительно надлежащего извещения муниципального образования о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2018 N Ф08-1539/2018 по делу N А18-516/2017
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку недостаточно исследованы фактические обстоятельства относительно надлежащего извещения муниципального образования о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
от 28 марта 2018 г. по делу N А18-516/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" (ИНН 0608014060, ОГРН 1090608002594) и заинтересованного лица - Главного Управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" на
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Афанасьева Л.В) по делу N А18-516/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Городской округ город Магас" (далее - администрация, муниципальное образование) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Республике Ингушетия (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей.
Решением от 18.09.2017 суд удовлетворил заявленное администрацией требование. Решение суда мотивировано тем, что оспариваемое постановление принято по результатам проверки, проведенной с существенными нарушениями положений Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в связи с чем, подлежит отмене как нарушающее права муниципального образования.
Постановлением от 29.11.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 18.09.2017, отказал в удовлетворении заявленного администрацией требования.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что основанием для привлечения муниципального образования к административной ответственности послужило непосредственное обнаружение административным органом данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции указал на соблюдение управлением порядка привлечения муниципального образования к административной ответственности.
В кассационной жалобе администрация просит отменить
постановление апелляционной инстанции от 29.11.2017, оставить в силе решение суда от 18.09.2017. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению администрации, проверка проведена управлением с грубым нарушением положений
Закона N 294-ФЗ; протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя муниципального образования без надлежащего уведомления последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой и
постановления апелляционной инстанций, считает, что
постановление апелляционной инстанции и решение суда первой инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 10.04.2017 по 25.04.2017 управление провело проверку противопожарного водоснабжения муниципального образования г. Магас, в ходе которой установило, что из 75 гидрантов и 3 противопожарных водоемов, в неисправном состоянии находятся 24 гидранта и 1 водоем. Выявленные нарушения зафиксированы в сводном акте от 26.04.2017, подписанном представителями пожарной охраны - Гагиевым М.А., Темурзиевым Я.Ю. и представителем администрации - Мусиевым З.З.
По фактам выявленных нарушений административный орган составил в отношении муниципального образования протокол об административном нарушении 23.05.2017 N 17 и постановлением от 13.06.2017 привлек муниципальное образование к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, муниципальное образование обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со
статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу
статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно
части 9 статьи 14 и
пункта 1 части 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления отвечают за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (городского округа).
При удовлетворении заявленного муниципальным образованием требования суд первой инстанции сделал вывод о том, что проверка проведена управлением с грубыми нарушениями
Закона N 294-ФЗ, в связи с чем результаты такой проверки не могут являться доказательством нарушения требований нормативно-правовых актов, следовательно, административным органом не доказаны нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял вывод суда первой инстанции о нарушении управлением положений
Закона N 294-ФЗ, поскольку в рассматриваемом случае основанием для привлечения муниципального образования к административной ответственности послужило непосредственное обнаружение административным органом данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Положения
Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются, в том числе при проведении административного расследования (
пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ), а особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (
пункт 17 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
По смыслу
пункта 17 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о пожарной безопасности, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения
Закона N 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора не подлежат применению.
В силу
статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения
Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей
статьей.
Из
абзаца второго статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ следует, что предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является не соблюдение юридическим лицом обязательных требований, а соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателей.
В силу
статьи 5 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно в ходе их эксплуатации независимо от того, какие именно лица являются их собственниками или пользователями и независимо от их смены.
Таким образом, ежегодное планирование проведения проверок по соблюдению требований пожарной безопасности осуществляется, прежде всего, в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев, то есть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции о соблюдении административным органом процедуры привлечения муниципального образования к административной ответственности является недостаточно обоснованным.
В силу положений
частей 1 и
4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с положениями
части 2 статьи 26.2 Кодекса доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с
пунктом 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Согласно
части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Условием законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В силу
части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с
Кодексом.
В соответствии с
частью 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (
часть 2 статьи 25.4 Кодекса).
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (
пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные
статьей 24.1 Кодекса требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Установив, что муниципальное образование в нарушение требований положений
Закона N 69-ФЗ и
Закона N 131-ФЗ не обеспечило надлежащего состояния пожарных гидрантов расположенных на территории городского округа (из 75 гидрантов и 3 пожарных водоемов в неисправном состоянии находятся 24 гидранта и 1 водоем), суд апелляционной инстанции сделал вывод о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Сделав вывод о соблюдении административным органом порядка привлечения муниципального образования к административной ответственности, суд апелляционной инстанции исходил из надлежащего извещения последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов об административном правонарушении, указав, что 16.05.2017 управление направило главе города "Магас" письмо-уведомление о необходимости явки в отделение для составления в отношении администрации протокола по
части 1 статьи 20.4 Кодекса, которое вручено администрации 16.05.2017. При этом суд апелляционной инстанции не указал доказательства, на основании которых сделал такой вывод. Вместе с тем, из представленного в материалы дела письма-уведомления от 16.05.2017 N 2-3-4/51, адресованного главе города Магас, о необходимости явки в отделение для составления в отношении муниципального образования протокола по
части 1 статьи 20.4, не представляется возможным установить, кому и когда вручено данное письмо, поскольку оно не содержит читаемых отметок о том, кем и когда получено (л. д. 97, том 1).
Суд апелляционной инстанции не указал доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении муниципального образования о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не оценил представленную в материалы дела ксерокопию уведомления о вручении почтового отправления (л. д. 93, 94, том 1).
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 Кодекса (
постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (
пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса).
Таким образом, закон допускает составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица в случае неявки его законного представителя при надлежащем извещении последнего о совершении указанных процессуальных действий.
Поскольку суд апелляционной инстанции недостаточно исследовал фактические обстоятельства относительно надлежащего извещения муниципального образования о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемое
постановление апелляционной инстанции подлежит отмене. Отмене подлежит и решение суда первой инстанции, поскольку суд первой инстанции не выяснил указанные обстоятельства и не оценил представленные в материалы дела письмо-уведомление от 16.05.2017 N 2-3-4/51, адресованное главе города Магас, о необходимости явки в отделение для составления в отношении муниципального образования протокола по
части 1 статьи 20.4 Кодекса и ксерокопию уведомления о вручении почтового отправления администрации (л. д. 93, 94, 97, том 1). Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.09.2017 и
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А18-516/2017 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Т.В.ПРОКОФЬЕВА