Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.09.2021 N Ф08-9855/2021 по делу N А63-24061/2019
Требование: О признании незаконными действий управления МЧС.
Обстоятельства: Общество указывало на незаконные действия управления МЧС, выразившиеся в организации и проведении внеплановой проверки по вопросу исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности без направления распоряжения о ее проведении, в отсутствие законных оснований проведения проверки, предусмотренных ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении внеплановой выездной проверки соблюдены требования действующего законодательства.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.09.2021 N Ф08-9855/2021 по делу N А63-24061/2019
Требование: О признании незаконными действий управления МЧС.
Обстоятельства: Общество указывало на незаконные действия управления МЧС, выразившиеся в организации и проведении внеплановой проверки по вопросу исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности без направления распоряжения о ее проведении, в отсутствие законных оснований проведения проверки, предусмотренных ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении внеплановой выездной проверки соблюдены требования действующего законодательства.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2021 г. по делу N А63-24061/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность" (ИНН 6316130984, ОГРН 1086316002486), от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (ИНН 2635077144, ОГРН 1042600336349), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность" на
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А63-24061/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий должностных лиц управления по организации и проведению внеплановой проверки общества в период с 03.10.2019 по 30.10.2019 без направления распоряжения о ее проведении и с истребованием документов, не относящихся к предмету внеплановой проверки, определенному распоряжением от 10.09.2019 N 130, а также, в отсутствие законных оснований проведения внеплановой проверки, предусмотренных
частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о признании недействительными результатов проверки в части выявленных нарушений, указанных в пунктах N 1 - N 3 акта проверки от 30.10.2019 N 130 и их исключении, как не соответствующих требованиям действующего законодательства (требования уточнены в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 31.03.2021 в части требований о признании недействительными результатов проверки в части выявленных нарушений, указанных в пунктах N 1 - 3 акта проверки от 30.10.2019 N 130 и их исключении производство по делу прекращено. В остальной части заявленные обществом требования удовлетворены. С управления в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2021 указанное решение суда отменено в части удовлетворения заявленных требований и взыскания государственной пошлины. В указанной части в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции от 31.03.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить
постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
До рассмотрения кассационной жалобы общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания в целях надлежащей подготовки к судебному заседанию.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно
пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, нормы Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Общество извещено о времени и месте судебного заседания. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 03.10.2019 по 30.10.2019 проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу исполнения ранее выданного должностному лицу общества предписания от 15.03.2019 N 14/1/16 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения заявителем требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем: не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты в здании пожарного поста ЦДНГ-1 депо пожарное (административное здание); система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦДНГ-11 депо пожарное (административное здание) не включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦДНГ-1 депо пожарное (административное здание) не издает звуковой способ оповещения (сирена, тонированный сигнал и иное).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 30.10.2019 N 130.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно
статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со
статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках.
Аналогичное требование содержалось в
подпункте "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012, в редакции, действовавшей в спорный период.
Согласно
подпункту 1 пункта 90 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 и действовавшего в спорный период, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Суд апелляционной инстанции установил, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте проверки от 30.10.2019 N 130.
Доводов относительно отсутствия указанных нарушений кассационная жалоба не содержит.
Доводы относительно нарушения управлением в ходе проведения проверки положений Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) изучены судом апелляционной инстанции и правомерно отклонены на основании следующего.
Согласно
статье 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ в редакции, действовавшей в спорном периоде, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального
закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной
статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в орган государственного пожарного надзора информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.
Таким образом, положения Федерального
закона N 69-ФЗ относительно оснований проведения внеплановой проверки являются специальными нормами по отношению к положениям Федерального
закона N 294-ФЗ.
Таким образом, в данном случае управлением при проведении внеплановой выездной проверки соблюдены требования действующего законодательства.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А63-24061/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ