Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2014 N Ф08-8462/2014 по делу N А53-9394/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, правил устройства электроустановок и противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано нарушение товариществом стандартов и правил технических регламентов, что свидетельствует о недоказанности наличия в его действиях состава вмененного правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2014 N Ф08-8462/2014 по делу N А53-9394/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, правил устройства электроустановок и противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано нарушение товариществом стандартов и правил технических регламентов, что свидетельствует о недоказанности наличия в его действиях состава вмененного правонарушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А53-9394/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании в судебном заседании заявителя - товарищества собственников жилья "Олимп" (ИНН 6150043710, ОГРН 1056150004019) и от заинтересованных лиц: Отдела надзорной деятельности по г. Новочеркасску Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2014 (судья Грязева В.В.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А53-9394/2014, установил следующее.
ТСЖ "Олимп" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Новочеркасску Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - отдел) и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2014 N 1310-77/2014/3 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2014, оставленным без изменения
постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, заявленные товариществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях товарищества состава административного правонарушения, установленного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой инстанции от 11.06.2014 и
постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2014. Как считает административный орган, судами не учтен тот факт, что стандарты и правила технических регламентов, носящие добровольный характер, стали обязательными для товарищества в связи с включением их в технические условия по обеспечению пожарной безопасности жилого дома.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 14 в таблице 1 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315, отсутствует, имеется в виду пункт 14 таблицы 3. | |
Как видно из материалов дела, 28.03.2014 административным органом проведена проверка в помещениях десятиэтажного жилого дома товарищества, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Первомайская, 97/156/114, в ходе которой выявлено следующее: мусоросборные камеры не защищены по всей площади спринклерными оросителями, участок распределительного водопровода не выполнен кольцевым, с подключением к сети хозяйственно-питьевого водопровода, и не обеспечен теплоизоляцией из негорючих материалов; не установлены автономные пожарные извещатели во всех жилых комнатах, кухнях прихожих; не выполнены аварийные выходы из каждой квартиры расположенной на высоте более 15 метров; выходы из помещений общественного назначения не выполнены изолированными от жилой части здания; лестничная клетка не выполнена типа Н2 с подпором воздуха в лестничную клетку и шахту лифта при пожаре; из поэтажных коридоров не выполнена система дымоудаления; для пуска системы подпора воздуха и дымоудаления жилой комплекс (внеквартирные коридоры, мусоросборные камеры) не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; лестничная клетка не отделена от поэтажных коридоров противопожарной перегородкой с противопожарными дверями 2-го типа с устройством для самозакрывания и уплотнениями в притворах; лифт не обеспечен функциями в соответствии с требованиями НПБ 250-97 для транспортирования пожарных подразделений; электропитание систем подпора воздуха, дымоудаления, лифтов, не выполнено по 1-й категории надежности; оконные проемы лестничной клетки не выполнены не открывающимися для обеспечение незадымляемости лестничной клетки; не выполнена система оповещения людей о пожаре 1-го типа; не выполнено эвакуационное освещение лестничной клетки, что является нарушением
статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 7.2.11,
7.2.15,
7.3.1,
7.3.3,
7.3.11 СНиП 31-01-2003,
пунктов 5.15,
6.13,
6.20 СНиП 21-01-97,
пунктов 8.2 (а),
8.13,
8.14,
12.2 СНиП 41-01-2003,
пункта 14 таблицы 1 НПБ 110-03,
пунктов 7.1.57,
1.2.17 Правил устройства электроустановок,
пункта 6.11 НПБ 250-97,
пункта 19 таблицы 2 НПБ 104-03,
пункта 7.62 СНиП 23-05-95 и
пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 28.03.2014. По результатам проверки в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении от 28.03.2014 N 310-77/2014/1, а постановлением от 09.04.2014 N 310-77/2014/3 товарищество привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей.
Считая, что постановление о назначении административного наказания от 09.04.2014 N 310-77/2014/3 вынесено незаконно, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу
части 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
статье 37 Закон N 69-ФЗ указано, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Судебные инстанции, руководствуясь
пунктами 1,
4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
пунктами 82,
86 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, оценив нарушения, выявленные административным органом, установили, что часть стандартов и правил, содержащих требования пожарной безопасности, за нарушение которых товарищество привлечено к административной ответственности, носили добровольный характер, и их неприменение не может расцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. Так, суды указали, что
пункты 7.2.11,
7.2.15,
7.3.1,
7.3.3,
7.3.11 СНиП 31-01-2003 и
пункты 8.2 (а),
8.13,
8.14,
12.2 СНиП 41-01-2003 не отнесены к обязательным для исполнения нормативным документам, следовательно, ответственность за несоблюдение товариществом вышеуказанных пунктов не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Судебные инстанции детально исследовали основания привлечении товарищества к ответственности в отношении подлежащих обязательному применению стандартов и мотивированно признали их необоснованными. В кассационной жалобе указанные выводы не опровергаются.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Доводы управления о том, что стандарты и правила технических регламентов, носящие добровольный характер стали обязательными для товарищества в связи с включением их в технические условия по обеспечению пожарной безопасности жилого дома при получении положительного сводного заключения N 0749.1-2006/2184-03 по рабочему проекту жилой застройки с объектами обслуживания в городе Новочеркасске по ул. Первомайской - Троицкой - 8 Марта проектной организацией ЗАО "Югспецавтоматика" для заказчика ООО "Митос Строй", исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую оценку.
Исходя из изложенного, суды правомерно указали на отсутствие нарушений товариществом стандартов и правил технических регламентов, что свидетельствует о недоказанности наличия в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы управления аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, направлены на переоценку правильно установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2014 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А53-9394/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА