Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2014 по делу N А32-405/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях банка выявлен состав вмененного правонарушения, порядок привлечения к ответственности соблюден, основания для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2014 по делу N А32-405/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях банка выявлен состав вмененного правонарушения, порядок привлечения к ответственности соблюден, основания для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу N А32-405/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) - Холявка Н.В. (доверенность от 03.06.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" на
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 (судья Шкира Д.М.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-405/2014, установил следующее.
ОАО "Сбербанк России" (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления управления от 23.12.2013 N 494 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей и представления от 23.12.2013 N 494.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014, оставленным без изменения
постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014, в удовлетворении заявленных банком требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях банка состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса, соблюдением управлением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания совершенного банком правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе банк просит отменить судебные акты. Как считает податель жалобы, судом нарушены его процессуальные права, поскольку суд не удовлетворил ходатайство банка об отложении судебного заседания в связи с командировкой представителя. Кроме того, банк указывает на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку здание выстроено в соответствии с проектом, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю Управлением государственного пожарного надзора г. Краснодара от 14.07.2009 N 23/9 2-1641 и Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям муниципального образования Ейский район от 09.07.2009 N 14-729/09-11, и в ходе проверки устранены. Об устранении нарушений банк сообщил в отдел надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю. Никакого имущественного вреда ни зданию, ни окружающим, ни обществу не нанесено.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.27 в СНиП 2.07.01-89* отсутствует. | |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя банка, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 10.10.2013 в целях соблюдения требований пожарной безопасности проведена плановая выездная проверка банка, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Армавирская, 46/1. В ходе проверки выявлено, что проезд для пожарных автомобилей выполнен на расстоянии менее 5 м от края проезжей части до стены здания (
прил. 1* пункт 2* СНиП 2.07.01-89*;
пункт 8.8 СП 4.13130.2013); отсутствует естественное освещение помещения пожарного поста (
пункт 12.55 НПБ 882001*;
пункт 13.14.12 СП 5.13130.2009); не выдержано противопожарное расстояние от административного здания до индивидуального жилого дома не менее 8 м (фактически составляет 2,5 м) (
пункт 1* табл. 1* прил. 1* СНиП 2.07.01-89*); не выдержано противопожарное расстояние от здания гаражей до здания многоквартирного жилого дома не менее 9 м (фактическое расстояние составляет 8,3 м) (пункт 1*
табл. 1* прил. 1* СНиП 2.07.01-89*); размеры окон в подвальном этаже здания не соответствуют нормативным 0,9х1,2 м (по факту 0,7х1,0м) в помещении депозитария отсутствуют окна с приямками размерами 0,9х1,2 м (пункт 1.27
СНиП 2.07.01-89*); в коридорах здания допускается размещение оборудования выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 метров (
пункт 6.26 СНиП 21-01-97*); в связи с тем, что крышная котельная расположена на расстоянии менее 2-х метров от края кровли здания, не возможно выполнить требование в части защиты от возгорания кровельного покрытия основного здания по всему периметру крышной котельной бетонной стяжкой толщиной не менее 20 мм на расстоянии 2 м от стен (
пункт 6.9.3 СП 4.13130.2013); прокладка подводящего газопровода по наружной стене здания выполнена по простенку шириной менее 1.5 м (фактически расстояние от газопровода до окон здания составляет около 0.9 м) (
пункт 11.59* СНиП II-35-76*;
пункт 6.9.15 СП 4.13130.2013); в подвале не обеспечено исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных насосов-повысителей (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (
пункт 59 ППР РФ); не проведена проверка исправности и работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов (
пункт 55 ППР РФ); системы и средства противопожарной защиты объекта (автоматические установки пожаротушения, систем противопожарного водоснабжения) находятся в не рабочем состоянии; ежеквартально не проводится проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматические установки пожаротушения и сигнализации, установки системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных и дымовых клапанов) с оформлением соответствующего акта проверки (
пункт 61 ППР РФ).
По результатам проверки в отношении банка составлен протокол об административном правонарушении от 10.12.2013 N 494, и вынесено постановление от 23.12.2013 N 494 о привлечении банка к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей, а также на основании
статьи 29.13 Кодекса банку выдано представление 23.12.2013 N 494 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Считая, что постановление о привлечении к административной ответственности от 23.12.2013 N 494 и представление от 23.12.2013 N 494 незаконно, банк обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно
части 1 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса и
частями 3 -
8 статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Закон N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
часть 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ).
Судебные инстанции, руководствуясь
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных банком требований.
Суды правильно указали, что факты нарушения банком требований пожарной безопасности, ответственность за которые установлена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса, подтверждаются материалами дела.
Согласно
части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что в действиях банка имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса.
Банк также признает наличие данных нарушений, вместе с тем указывает на возможность квалификации их в качестве малозначительных, поскольку выявленные нарушения содержались в проекте здания, согласованном Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Управлением государственного пожарного надзора г. Краснодара от 14.07.2009 N 23/9 2-1641 и Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям муниципального образования Ейский район от 09.07.2009 N 14-729/09-11. Кроме того, многие из выявленных нарушений устранены, о чем отдел надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю поставлен банком в известность. Имущественный вред зданию, окружающим не нанесен.
Оценив обстоятельства дела, суды не признали совершенное банком правонарушение малозначительным. Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (
абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), поэтому доводы банка о наличии малозначительности подлежат отклонению.
Судами также установлено отсутствие нарушений порядка привлечения банка к административной ответственности.
Согласно
статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы банка не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом апелляционной инстанции, и в силу
статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А32-405/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО