Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 N Ф08-3423/2016 по делу N А53-487/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований, выразившееся в необеспечении исправного состояния систем автоматической противопожарной сигнализации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено наличие в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 N Ф08-3423/2016 по делу N А53-487/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований, выразившееся в необеспечении исправного состояния систем автоматической противопожарной сигнализации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено наличие в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
от 8 июня 2016 г. по делу N А53-487/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - отделения надзорной деятельности по Волгодонскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича (ИНН 614308144100, ОГРН 306614303000062), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 (судья Шапкин П.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-487/2016, установил следующее.
Отделение надзорной деятельности по Волгодонскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - отделение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гаевому Александру Николаевичу (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 11.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2016, заявленные требования удовлетворены. Предприниматель привлечен к административной ответственности в виде 6 тысяч рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 30.09.2015 N 61- Б/00230, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предприниматель осуществляет деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Отделением 18.12.2015 проведены внеплановые мероприятия по надзору в отношении муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений: центра развития ребенка - детского сада "Аленький цветочек", расположенного по адресу: Волгодонской район, ст. Романовская, ул. 40 лет Победы 10 "Б", ст. Романовская, ул. Язева 1, детского сада N 19 "Ягодка", расположенного по адресу: Волгодонской район, п. Виноградный, ул. Ленина 2, детского сада N 14 "Звездочка", расположенного по адресу: Волгодонской район, п. Краснодонский, ул. Центральная 2, в которых предприниматель осуществлял техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, а также осуществлял текущий ремонт систем в целях поддержания их работоспособности.
В ходе проведения проверки установлены факты нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, выразившихся в необеспечении исправного состояния систем автоматической противопожарной сигнализации, повлекшего непоступление сигнала о срабатывании 17.12.2015 в 15 часов 35 минут из здания МБДОУ ЦРР детского сада "Аленький цветочек" на пульт связи пожарной части N 49 ПСЧ ФГКУ "1 ОФПС по Ростовской области", а также в необеспечении исправного состояния смонтированных в МБДОУ ЦРР детский сад "Аленький цветочек", МБДОУ детский сад N 19 "Ягодка", МБДОУ детский сад N 14 "Звездочка" автоматических установок пожарной сигнализации, что выразилось в невыполнении функций по контролю соединительных линий при обрыве либо извлечении отдельных корпусов из розеток пожарных извещателей, при которых приемно-контрольные приборы не формируют сигнал о неисправности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления актов проверки от 18.12.2015 N 98, от 22.12.2015 N 114, N 117 и составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 28.12.2015 N 0590-140/2015/1 по
части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Отделение направило в арбитражный суд материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Согласно
части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с
пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Как следует из
примечания к статье 14.1 Кодекса, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение), установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении указанной деятельности является, в том числе, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно
пункту 7 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктами "а" и (или)
"д" пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, согласно которой к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно
пункту 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В силу
части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Надлежащим образом изучив имеющиеся в материалах дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
В обоснование своей правовой позиции предприниматель сослался на выписку с прибора "ОКО-3", установленного в пожарной части N 49, согласно которой 17.12.2015 в 15 часов 49 минут зафиксировано поступление сигнала "Пожар" из здания МБДОУ ЦРР детского сада "Аленький цветочек".
Вместе с тем из материалов дела следует, что проверка поступления указанного сигнала проводилась заявителем 17.12.2015 в 15 часов 35 минут. Таким образом, указанный довод жалобы является несостоятельным и противоречащим материалам дела.
Довод жалобы о неправомерной ссылке административного органа на положения Национального
стандарта Российской Федерации "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ 53325-2009", утвержденного
приказом Ростехрегулирования России от 18.02.2009 N 101-ст и утратившего силу с 01.01.2014, является необоснованным, поскольку нарушение положений указанного
ГОСТа само по себе не являлось непосредственным основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Относительно довода жалобы о нарушении заявителем процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, выраженном в отсутствии надлежащего уведомления о дате и месте составления протокола об административном правонарушении заявителем не учтено следующее.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в
пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что
Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное
частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприниматель уведомлен письмом-уведомлением от 22.12.2015 N 5-6-11-29-523. Указанное письмо направлено и вручено по адресу осуществления предпринимателем деятельности, указанному в лицензии.
Исходя из этого, наличие у представителя предпринимателя общей доверенности и явка такого представителя в контролирующий орган не является препятствием для составления протокола об административном правонарушении, поскольку имеется извещение самого предпринимателя.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу N А53-487/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ