Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2014 по делу N А53-3236/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности (отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; стены в помещении облицованы сгораемым материалом; пути эвакуации облицованы горючим материалом).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2014 по делу N А53-3236/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности (отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; стены в помещении облицованы сгораемым материалом; пути эвакуации облицованы горючим материалом).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А53-3236/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТАР" (ИНН 6147036367, ОГРН1116191002058) и заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области в лице отдела надзорной деятельности по г. Каменку-Шахтинскому (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАР" на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.04.2014 (судья Пименов С.В.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-3236/2014, установил следующее.
ООО "СТАР" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области в лице отдела надзорной деятельности по г. Каменку-Шахтинскому (далее - отдел) от 05.02.2014 N 191-1/2014/3 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Ростовской области по данному делу имеет дату 21.04.2014, а не 21.01.2014. | |
Решением суда от 21.01.2014, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2014, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушения малозначительным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, общество не извещалось о времени и месте судебного заседания, назначенного на 15.04.2014; суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщении к материалам дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения. Суды не учли, что в ноябре 2013 года деревянная облицовка помещения общества была обработана противопожарным составом, исключающим ее воспламенение, и установленный срок повторной проверки на дату проверки не наступил; ответственность за противопожарную безопасность возложена не на общество, а на должностное лицо, которое и подлежит административной ответственности в случае нарушений законодательства; облицовка стен прохода из складского помещения выполнена из невоспламеняющегося пластика, применяемого для облицовки офисных помещений; складское помещение, в котором имеется облицовка из пластика, общество не арендует. Требования
пункта 6.25 СНиП 21-01-97* не распространяются на такие объекты, как стены прохода складского помещения, кроме того, указанные нормы и правила официально не опубликованы. Суд первой инстанции не указал, каким критериям не соответствует имеющаяся у общества пожарная сигнализация, не учел, что согласно договору аренды нежилого помещения от 10.09.2013 N 1 арендатор, т.е. общество не вправе производить в помещении прокладку скрытых и открытых проводок и коммуникаций, перепланировок и переоборудования. Проверка в отношении общества проведена в отсутствие представителей исполнительного органа общества или его должностных лиц (руководителей); в ходе проверки у общества не истребованы документы о сертификации строительных материалов, использованных при строительстве проверяемого объекта.
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 24.12.2013 по 15.01.2014 прокуратура г. Каменска-Шахтинского и отдел провели проверку соблюдения норм и требований пожарной безопасности в помещении по адресу: г. Каменск-Шахтинский, ул. Сафонова, 42, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: здание общества не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (
пункт 14,
таблица 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. НПБ 110-03" (далее - НПБ 110-03)); в помещении общества стены облицованы сгораемым материалом (деревом) (
пункт 21 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2014 N 390 "О противопожарном режиме"); пути эвакуации (проход из складского помещения) облицованы горючим материалом (
пункт 6.25 СНиП 21-01-97*).
По результатам проверки 15.01.2014 заместитель прокурора г. Каменска-Шахтинского в присутствии представителя общества (Мироновой Л.С.) вынес постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки переданы отделу для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении отдел вынес постановление от 05.02.2014 N 191-1/2014/3 о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление отдела в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объективную сторону данного деяния образуют лишь те нарушения, которые совершены в сфере противопожарных требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, в частности,
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенные в действие
постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности: руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании
статей 38 и
39 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Суды правильно применили нормы права к установленным по делу обстоятельствам и обоснованно исходили из того, что общество, которое арендует расположенное по адресу: г. Каменск-Шахтинский, ул. Сафонова, 42 помещение, является лицом, ответственным за соблюдение обязательных требований противопожарной безопасности в данном помещении.
Пунктом 14 НПБ 110-3 предусмотрен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Перечень зданий, сооружений и помещений представлен в обязательном
приложении.
В соответствии с
пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Суды правильно указали, что допущенные обществом нарушения
пункта 14,
таблицы 1 НПБ 110-03,
пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2014 N 390 "О противопожарном режиме",
пункта 6.25 СНиП 21-01-97* свидетельствуют о нарушении обществом требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, что образует объективную сторону правонарушения по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения обществом требований пожарной безопасности, выразившегося в отделке стен сгораемым материалом, отсутствии автоматической пожарной сигнализации, облицовке путей эвакуации горючим материалом установлен судами, подтвержден материалами дела и документально обществом не опровергнут. Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.
Суды проверили соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности и не установили такие нарушения. Данный вывод судов общество документально не опровергло.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления отдела от 05.02.2014 N 191-1/2014/3 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Согласно
статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что общество надлежаще не извещено судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно
части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Частью 4 статьи 121 Кодекса предусмотрено, что извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.
По правилам
части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном
Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В
пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" содержится следующее разъяснение.
Согласно
пункту 2 части 4 статьи 270,
пункту 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При этом суду апелляционной (кассационной) инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном
статьей 122 Кодекса, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно
части 5 статьи 122 Кодекса), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (
часть 1 статьи 123 Кодекса), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий
части 4 статьи 123 Кодекса.
Как видно из материалов дела, определение суда от 24.02.2014 о назначении предварительного судебного заседания направлено по юридическому адресу общества и 03.03.2014 вручено представителю общества Мироновой Л.С. (л. д. 57).
Определение суда от 24.03.2014 о назначении дела к судебному разбирательству на 15.04.2014 направлено обществу 25.03.2014 и первая попытка вручения корреспонденции обществу состоялась 27.03.2014, вторая попытка - 31.03.2014, после чего письмо разряда "Судебное" возвращено в адрес суда первой инстанции 05.04.2014 с указанием причины возврата "Истек срок хранения" (л. д. 59).
Согласно отчету о публикации судебных актов, информация о принятии заявления общества к производству, о назначении дела к судебному разбирательству, о движении дела своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении судом первой инстанции процессуальных требований, предъявляемых к надлежащему извещению участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, и непринятии обществом мер к получению корреспонденции от лиц, имеющих намерение известить общество о чем-либо, в том числе от арбитражного суда. В силу правовой позиции, изложенной в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 17412/08, по общему правилу лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у общества объективных причин, препятствующих в получении информации о времени и месте судебного разбирательства по делу, производство по которому возбуждено по заявлению общества.
Доводы кассационной жалобы о незаконности обжалуемого постановления отдела повторяют доводы, изложенные в заявлении, направленном в суд первой инстанции, и апелляционной жалобе, не содержат ссылки на конкретные доказательства, опровергающие выводы административного органа и судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению в силу
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных акта (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.04.2014 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А53-3236/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ