Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.2015 N Ф08-452/2015 по делу N А61-2627/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено наличие в действиях общества составов вмененных правонарушений.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.2015 N Ф08-452/2015 по делу N А61-2627/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено наличие в действиях общества составов вмененных правонарушений.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
от 2 марта 2015 г. по делу N А61-2627/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного бюджетного учреждения культуры "Национальный музей Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1502023589, ОГРН 1021500580463), заинтересованного лица - Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900188, ОГРН 1041501906456) и Министерства культуры Республики Северная Осетия - Алания, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения культуры "Национальный музей Республики Северная Осетия - Алания" на
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.10.2014 (судья Базиева Н.М.) и
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-2627/2014, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение культуры "Национальный музей Республики Северная Осетия - Алания" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) от 29.07.2014 N 34 о привлечении к административной ответственности по
частям 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (с учетом
части 2 статьи 4.4 Кодекса) в виде 150 тыс. рублей штрафа (уточненные требования в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.10.2014, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2014, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества составов правонарушений, квалифицируемых по
частям 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушений малозначительными.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось учреждение с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что при производстве по делу об административном правонарушении управление нарушило требования Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а именно: не предупредило учреждение о предстоящей проверке за три рабочих дня, провело плановую проверку учреждения ранее, чем через три года со дня предыдущей проверки, состоявшейся в 2012 году. Кроме того, к участию в деле в суде первой инстанции в качестве третьего лица не привлечено Министерство культуры Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство), хотя в заявлении в арбитражный суд учреждение указало министерство в качестве третьего лица.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит отменить решение суда и
постановление апелляционной инстанции и удовлетворить требования учреждения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжений от 23.05.2014 N 225 и 227 управление провело плановую выездную проверку филиалов учреждения (Историко-мемориальный дом-музей им. И.А. Плиева и Музей истории г. Владикавказа), по результатам которой составило акты от 18.06.2014 N 227 и от 08.07.2014 N 225, протоколы об административных правонарушениях от 03.07.2014 N 465-467 и от 11.07.2014 N 474, 475 и вынесло постановление от 29.07.2014 N 34 о привлечении учреждения к административной ответственности по
частям 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (с учетом
части 2 статьи 4.4 Кодекса) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Суды установили: учреждение допустило нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждено представленными в материалы дела протоколами об административных правонарушениях от 03.07.2014 N 464-467 и от 11.07.2014 N 474 и 475, актами от 23.06.2014 N 5/ПС и N 6/ПС, протоколами испытаний от 23.06.2014 N 4-ОД и N ОТ-1, актом от 23.06.2014 N 1-ПЛ. Факт совершения нарушений, указанных в протоколах об административных правонарушениях, учреждение не оспаривает, протоколы подписаны им без замечаний.
Исследовав по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суды обоснованно признали доказанными как факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности, что составляет объективную сторону правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и вину учреждения, не принявшего все возможные меры к соблюдению норм пожарной безопасности.
Судебные инстанции правильно указали, что действие
Закона N 294-ФЗ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, т.к. порядок производства по делу об административном правонарушении регулируется
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и этот порядок управление не нарушило.
Суды проверили соблюдение процедуры привлечения учреждения к административной ответственности и не установили нарушений. Данный вывод учреждение документально не опровергло.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали учреждению в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления от 29.07.2014 N 34 о привлечении учреждения к административной ответственности по
частям 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации на основании
части 2 статьи 4.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Согласно
статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что к участию в деле в суде первой инстанции в качестве третьего лица не привлечено Министерство культуры Республики Северная Осетия - Алания подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций извещали министерство о времени и месте судебных заседаний по рассмотрению заявления и апелляционной жалобы учреждения (том 1, л.д. 45, 48, 63, 147, 155; том 2, л.д. 5, 7); министерство представило в суд отзыв на апелляционную жалобу учреждения (том 2, л.д. 36-40). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что министерство знало о рассмотрении дела в арбитражном суде и высказало свою позицию относительно предмета спора (несмотря на то, что постановлением управления от 29.07.2014 N 34 к административной ответственности привлечено учреждение, а не министерство, чьи права не нарушены оспариваемым постановлением).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа также уведомил министерство о рассмотрении кассационной жалобы учреждения, на которую министерство представило отзыв, также изложив свои доводы относительно предмета спора.
При таких обстоятельствах неуказание судами первой и апелляционной инстанций в судебных актах министерства в качестве третьего лица, не свидетельствует о его неучастии в рассмотрении настоящего дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы учреждения отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.10.2014 и
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А61-2627/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ