Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2012 по делу N А13-7829/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении администрации района к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не представлено доказательств того, что засорение леса бытовыми отходами и мусором, который сжигается вне специально отведенного места в период пожароопасного сезона, совершено именно администрацией.


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2012 по делу N А13-7829/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении администрации района к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не представлено доказательств того, что засорение леса бытовыми отходами и мусором, который сжигается вне специально отведенного места в период пожароопасного сезона, совершено именно администрацией.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2012 г. по делу N А13-7829/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Самсоновой Л.А. и Клириковой Т.В., рассмотрев 21.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.09.2011 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-7829/2011,
установил:
Администрация Великоустюгского муниципального района Вологодской области, место нахождения: 162390, Вологодская область, город Великий Устюг, Советский проспект, дом 103, ОГРН 1023502695743 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1053500056136 (далее - Департамент), от 05.08.2011 N 59 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2011, требования Администрации удовлетворены, постановление Департамента от 05.08.2011 N 59 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции ссылается податель жалобы на доказанность состава вменяемого органу местного самоуправления правонарушения.
В отзыве Администрация просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и Департамент о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по настоящему делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 01.08.2011 должностное лицо Великоустюгского районного отдела - государственного лесничества провело патрулирование с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на территории лесного фонда в квартале 5 Великоустюгского сельского участкового лесничества (леса колхоза "Красавино").
По результатам проверки было оформлен акт по проведению патрулирования от 01.08.2011 N 37, с приложением фототаблицы.
На основании проведенных мероприятий был составлен протокол от 02.08.2011 N 60 об административном правонарушении, в котором установлено, что выдел 7 квартала 5 Великоустюгского сельского участкового лесничества (леса колхоза "Красавино") засорен бытовыми отходами и мусором, который сжигается вне специально отведенного места в период пожароопасного сезона при повышенной пожарной опасности в лесу, что является нарушением требований, установленных пунктами 9, 10, 11 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах). Указанные нарушения требований пожарной безопасности допущены по причине неисполнения Администрацией обязанностей по организации утилизации бытовых отходов городского поселения Красавино Великоустюгского муниципального района.
Начальник Великоустюгского районного отдела - государственного лесничества, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 05.08.2011 N 59, которым администрация привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Департамента о привлечении заявителя к административной ответственности, установив отсутствие в действиях Администрации состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с данным выводом суда.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, заключается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.
Как видно из оспариваемого постановления и протокола от 02.08.2011 N 60, Администрации вменяется нарушение требований пунктов 9, 10 и 11 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в неисполнение обязанностей по организации утилизации бытовых отходов городского поселения Красавино Великоустюгского муниципального района, что привело к засорению леса бытовыми отходами и их утилизации путем сжигания.
Согласно пункту 9 данных Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах.
В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц (пункт 11 Правил пожарной безопасности в лесах).
При этом Департамент ошибочно полагает, что объективную сторону состава названного правонарушения, образуют не само нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, а причины, повлекшие данные нарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства того, что засорение леса бытовыми отходами и мусором, который сжигается вне специально отведенного места в период пожароопасного сезона совершено непосредственно Администрацией.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и признали незаконным и отменили вынесенное в отношении Администрации постановление об административном правонарушении.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что вынесенные по настоящему делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу N А13-7829/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Л.А.САМСОНОВА
Т.В.КЛИРИКОВА