Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 по делу N А05-6752/2011
Требование: О признании незаконным представления уполномоченного органа об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: Оспариваемым представлением на арендатора лесных участков возложена обязанность доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря бульдозером, трактором с плугом и автомобилем повышенной проходимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку действующее законодательство не предусматривает наличие на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического лица, осуществляющего заготовку древесины, названной техники.


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 по делу N А05-6752/2011
Требование: О признании незаконным представления уполномоченного органа об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: Оспариваемым представлением на арендатора лесных участков возложена обязанность доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря бульдозером, трактором с плугом и автомобилем повышенной проходимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку действующее законодательство не предусматривает наличие на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического лица, осуществляющего заготовку древесины, названной техники.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. по делу N А05-6752/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Переработка" Тельтевской Ю.А. (доверенность от 26.01.2012), рассмотрев 14.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.11.2011 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-6752/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Переработка", место нахождения: 163000, Архангельск, Троицкий пр., д. 21, ОГРН 1072901002855 (далее - Общество, ООО "Переработка"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным представления Территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области - Няндомского лесничества (после реорганизации - Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества), место нахождения: 164200, Архангельская обл., Няндомский р-н, г. Няндома, Советская ул., д. 22, ОГРН 1072918001067 (далее - Няндомское лесничество), от 22.04.2011 об устранении нарушений лесного законодательства в части возложения обязанности доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря в городе Няндоме бульдозером, трактором с плугом и автомобилем повышенной проходимости.
Решением от 25.11.2011 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 01.02.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Няндомское лесничество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. Податель жалобы считает, что в соответствии с проектами освоения лесов, разработанными к договорам аренды от 30.10.2009 N 527 и 528, ООО "Переработка" обязано иметь два пункта сосредоточения пожарного инвентаря.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители Няндомского лесничества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Переработка" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072901002855.
Общество приказом от 31.07.2007 N 1-0 создало Няндомское обособленное подразделение по адресу: Архангельская обл., г. Няндома, Московская ул., д. 13, и приказом от 31.07.2007 N 2-0 утвердило положение о Няндомском обособленном подразделении.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 09.08.2007 поставила ООО "Переработка" на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, находящегося по адресу: Архангельская обл., Няндомский р-н, г. Няндома, Московская ул., д. 13, офис 11.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 18.11.2008 поставила ООО "Переработка" на налоговый учет по месту нахождения второго обособленного подразделения, находящегося по адресу: Архангельская обл., Вельский р-н, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 53.
Департамент лесного комплекса Архангельской области и Общество 30.10.2009 заключили договоры аренды лесных участков N 527 и 528.
По договору от 30.10.2009 N 527 Обществу передан в аренду лесной участок, расположенный в Архангельской области (в муниципальном образовании "Вельский муниципальный район") в Вельском лесничестве: а именно в кварталах N 1 - 6, 9 - 12, 20 - 22, 27, 28, 32 - 37, 47, 48, 55 - 57, 64, 71, 72 Пуйского участкового лесничества; в кварталах N 17 - 20, 25 - 29, 34 - 39, 42 - 47, 52 - 54, 56 - 69, 72 - 77, 80 - 84, 95, 98, 99, 101 - 105 Хозьминского участкового лесничества; в кварталах N 25 - 27, 30 - 32, 35 - 38, 41 - 44, 47 - 50 Судромского участкового лесничества (участок Пакшеньгское); в кварталах N 65 - 81, 85 - 95 Вельского участкового лесничества.
По договору от 30.10.2009 N 528 Обществу передан в аренду лесной участок, расположенный в Архангельской области (в муниципальном образовании "Няндомский муниципальный район") в Няндомском лесничестве: а именно в кварталах N 14 - 18, 40, 90, 91, 108 (выделы 54 - 80), 109 (выделы 32 - 57), 110 (выделы 1 - 17, 19 - 24, 26 - 56), 111 - 114, 116 - 121 Няндомского участкового лесничества; в кварталах N 5, 8 - 12, 28, 29, 44 - 46 Мошинского участкового лесничества.
В соответствии с пунктами 3.4.10 названных договоров ООО "Переработка" обязано соблюдать правила пожарной безопасности. В случае возникновения лесного пожара участвовать в тушении пожара, проводить противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дороги противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов. Прокладывать просеки, противопожарные разрывы, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, в соответствии с проектом освоения лесов.
Няндомским лесничеством 21.04.2011 на основании распоряжения Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области от 28.02.2011 N 99 "Об охране лесов от пожаров в 2011 году" проведена проверка арендатора (ООО "Переработка") лесного участка в Няндомском лесничестве, по вопросу укомплектования необходимой противопожарной техникой, оборудованием, инвентарем и средствами пожаротушения.
В ходе проверки установлено, что на пункте сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения отсутствуют, в числе прочего, лесопатрульная пожарная машина (в количестве 1 штуки), бульдозер свыше 100 л.с. (в количестве 1 штуки), трактор с плугом (ПКЛ-70.ПЛ-1 и др.) (в количестве 1 штуки), автомобиль бортовой повышенной проходимости (в количестве 1 штуки), зажигательные аппараты (АЗ и др.) (в количестве 2 штук), лесные ранцевые огнетушители (в количестве 5 штук), пилы поперечные (в количестве 3 штук), грабли (в количестве 5 штук).
По результатам проверки Няндомским лесничеством составлен акт от 21.04.2011, а также вынесены предписание от 21.04.2011 N 4 и представление от 22.04.2011 об устранении Обществом нарушений лесного законодательства Российской Федерации.
ООО "Переработка" оспорило в арбитражный суд представление Няндомского лесничества от 22.04.2011 в части возложения обязанности доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря в городе Няндоме бульдозером, трактором с плугом и автомобилем повышенной проходимости.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на отсутствие у Общества обязанности по доукомплектованию пункта сосредоточения пожарного инвентаря в городе Няндоме вышеупомянутой спорной техникой.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 ЛК РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (далее - Нормы наличия средств пожаротушения, Нормы).
Пунктом 3 Норм установлены нормы наличия средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины.
Пунктом 4 указанных Норм установлены нормы наличия средств пожаротушения на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического и физического лица, осуществляющего заготовку древесины.
Учитывая то, что Обществом создано структурное подразделение, осуществляющее заготовку древесины на территории Няндомского лесничества, а пункт 4 Норм не предусматривает наличие на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического лица, осуществляющего заготовку древесины, бульдозера, трактора с плугом и автомобиля повышенной проходимости, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным представление от 22.04.2011 об устранении нарушений лесного законодательства в части возложения на Общество обязанности доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря в городе Няндоме бульдозером, трактором с плугом и автомобилем повышенной проходимости.
Податель жалобы считает, что в соответствии с проектами освоения лесов, разработанными к договорам аренды от 30.10.2009 N 527 и 528, Общество обязано иметь два пункта сосредоточения пожарного инвентаря.
Между тем в таблице 5.3.1 проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "Переработка" (договор аренды N 528), предусмотрено, что именно в пунктах сосредоточения средств пожаротушения должны быть в числе прочего бульдозер свыше 100 л.с. (в количестве 1 штуки), трактор с плугом (в количестве 1 штуки), автомобиль бортовой повышенной проходимости (в количестве 1 штуки) (том 1, лист 103).
При этом, как правильно отметил апелляционный суд, таблица 5.3.1 указанного проекта не предусматривает обязанность структурного подразделения юридического лица иметь содержащиеся в пункте 5.3 проекта освоения лесов средства пожаротушения. Пунктом 5.3 вышеназванного проекта освоения лесов определено, что все лесопользователи должны иметь противопожарные машины, механизмы и орудия в соответствии с Нормами наличия средств пожаротушения. В данном случае Нормы не предусматривают наличие на лесопожарном пункте структурного подразделения Общества бульдозера, трактора с плугом и автомобиля повышенной проходимости.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А05-6752/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Т.В.КЛИРИКОВА