Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2011 по делу N А44-1715/2011
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что лестничная клетка здания, в котором расположена поликлиника, не имеет выхода наружу непосредственно на прилегающую к зданию территорию или через вестибюль.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта без принятия мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности в соответствие с требованиям закона может привести к угрозе жизни и здоровью людей.


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2011 по делу N А44-1715/2011
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что лестничная клетка здания, в котором расположена поликлиника, не имеет выхода наружу непосредственно на прилегающую к зданию территорию или через вестибюль.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта без принятия мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности в соответствие с требованиям закона может привести к угрозе жизни и здоровью людей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу N А44-1715/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., рассмотрев 06.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Стоматологическая поликлиника г. Боровичи" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.07.2011 (судья Духнов В.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 (судьи Виноградова Т.В., Смирнов В.И., Тарасова О.А.) по делу N А44-1715/2011,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Стоматологическая поликлиника г. Боровичи", место нахождения: 174411, Новгородская область, город Боровичи, Коммунарская улица, дом 18, ОГРН 1055302000324 (далее - Организация, Поликлиника), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Боровическому и Любытинскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, место нахождения: 174411, Новгородская область, город Боровичи, Ленинградская улица, дом 63 (далее - Отдел, ОНД ГУ МЧС), о признании недействительным предписания от 25.01.2011 N 48/1/26 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2011 в удовлетворении заявленного Поликлиникой требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Поликлиника просит вынесенные решение от 08.07.2011 и постановление от 19.09.2011 отменить, а заявленное требование Организации удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Отделом не представлено доказательств того, дальнейшая эксплуатация здания Организации может привести к возникновению пожара, а система обеспечения пожарной безопасности не соответствует установленным требованиям. Заявитель считает, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на нормативных актах: свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, Строительные нормы и правила СНиП 21.01.97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, которые не подлежат применению, так как официально не опубликованы.
В отзыве ОНД ГУ МЧС просит принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем она рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в отношении заявителя Отделом проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что лестничная клетка здания, в котором расположена Поликлиника, не имеет выхода наружу непосредственно на прилегающую к зданию территорию или через вестибюль.
По результатам данной проверки составлен акт от 25.01.2011 N 48.
Для устранения указанных нарушений в адрес Поликлиники вынесено предписание от 25.01.2011 N 48/1/26.
Не согласившись с данным предписанием, Поликлиника обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Организацией требования. Суд посчитал, что положения нормативных актов, указанных в оспариваемом предписании, распространяются на здание, в котором расположена Поликлиника, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта без принятия мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности защиты может привести к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. При этом суд указал, что Поликлиникой не представлено доказательств отсутствия угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.
Суд апелляционной инстанции полностью поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы, кассационной жалобы и представленного на нее отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Поликлиники в связи со следующим.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правила и нормы пожарной безопасности.
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 37 данного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Статьей 89 Закона N 123-ФЗ установлены основные требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
В соответствии с названной статьей Закона N 123-ФЗ разработан свод правил - СП 1.13130.2009.
Пунктом 4.4.6 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.
Данное требование также установлено и в пункте 6.34 раздела 6 "Обеспечение безопасности людей. Общие требования" СНиП 21.01.97.
Материалами дела подтверждается и Поликлиникой не оспаривается, что лестничная клетка здания, в котором она расположена, не имеет выхода наружу непосредственно на прилегающую к зданию территорию или через вестибюль.
Таким образом, оспариваемое заявителем предписание ОНД ГУ МЧС правомерно признано судами первой и апелляционной инстанций основанным на законе.
Оценивая доводы, приведенные в жалобе Организации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ устанавливает, что положения настоящего закона обязательны для исполнения при изменении функционального назначения объекта защиты.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заявитель не опроверг выводов ОНД ГУ МЧС о том, что дальнейшая эксплуатация указанного здания в качестве поликлиники (класс функциональной пожарной опасности Ф3.4) приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Кроме того, как установлено судом и не оспаривается сторонами, спорное здание является объектом культурного наследия - "Дом жилой, середина XIX в.". Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры от 08.07.2010 первоначальное назначение данного здания - жилой дом.
Следовательно, оно было запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности именно к жилым зданиям.
В настоящее время в указанном здании находится лечебное учреждение (поликлиника), размещение которого привело к изменению функционального назначения существующего здания.
Доказательств того, что при изменении функционального назначения существующего здания были проведены необходимые мероприятия по приведению его системы обеспечения пожарной безопасности в соответствие с действующими на тот момент требованиями для размещения лечебного учреждения (поликлиники), Организацией также не представлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.07.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу N А44-1715/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Стоматологическая поликлиника г. Боровичи" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Л.А.САМСОНОВА