Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2013 по делу N А56-36568/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что в помещениях административного здания и производственных цехах неисправны системы автоматической пожарной сигнализации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества имеется состав вмененного ему правонарушения, порядок привлечения к ответственности не нарушен.


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2013 по делу N А56-36568/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что в помещениях административного здания и производственных цехах неисправны системы автоматической пожарной сигнализации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества имеется состав вмененного ему правонарушения, порядок привлечения к ответственности не нарушен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А56-36568/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А., рассмотрев 12.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2012 (судья Баталова Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-36568/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления отдела надзорной деятельности Волховского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - Отдел) от 23.05.2012 N 257 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением закона.
Жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.02.2012 инспектором по пожарному надзору Санкт-Петербургского отряда ведомственной охраны - филиала федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" осуществлены мероприятия по контролю на объектах Ремонтного локомотивного депо Волхов Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала Общества (ТЧр-16).
В ходе контроля выявлено и отражено в акте от 02.04.2012 N 52, что в зданиях и помещениях ТЧр-16 допущены нарушения требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
Рассмотрев материалы проверки, Волховстроевский транспортный прокурор возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем вынес постановление от 16.05.2012. Это постановление и материалы проверки направлены в Отдел для рассмотрения по существу.
Постановлением Отдела от 23.05.2012 N 257 Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях Общества, не усмотрев каких-либо нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Здания и сооружения любого назначения являются объектом технического регулирования Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в соответствии с частью 3 статьи 42 которого распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона.
В период рассматриваемых отношений обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами требования пожарной безопасности были установлены также Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 18.06.2003 N 313, в силу пункта 3 которых наряду с этими Правилами следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Обществом требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, которые содержатся в пункте 98 ППБ 01-03, пункте 4.2 норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, а также в пункте 6.3 и таблице 3 Ведомственных строительных норм ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 12.01.1990 N ВА-15/10.
Судами двух инстанций установлено, что в помещениях административного здания и производственных цехах ТЧр-16 неисправны системы автоматической пожарной сигнализации, а производственный цех, не подлежащий оборудованию автоматической установкой пожаротушения, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и подателем жалобы не оспариваются.
Нарушение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации в зданиях, сооружениях и строениях влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Довод Общества о получении доказательств по делу об административном правонарушении с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в данном случае дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в рамках его полномочий при осуществлении прокурорского надзора.
В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу N А56-36568/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
А.Г.КУДИН
Л.А.САМСОНОВА