Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2015 N Ф07-4884/2015 по делу N А52-2988/2014
Требование: Об оспаривании предписания государственного казенного учреждения (лесничества).
Обстоятельства: Обществу выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений лесного законодательства и утилизации порубочных остатков, собранных в валы в полосе отвода железной дороги.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у учреждения имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания; не доказано принятие обществом мер по выполнению предписания и нет сведений об объективной невозможности его выполнения.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2015 N Ф07-4884/2015 по делу N А52-2988/2014
Требование: Об оспаривании предписания государственного казенного учреждения (лесничества).
Обстоятельства: Обществу выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений лесного законодательства и утилизации порубочных остатков, собранных в валы в полосе отвода железной дороги.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у учреждения имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания; не доказано принятие обществом мер по выполнению предписания и нет сведений об объективной невозможности его выполнения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. по делу N А52-2988/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Банновой Н.С. (доверенность от 28.11.2014 N 78АА7467953), рассмотрев 24.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03.12.2014 (судья Шубина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А52-2988/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением об оспаривании предписания государственного казенного учреждения Псковской области "Себежское лесничество" (место нахождения: 182250, Псковская обл., г. Себеж, Первомайская ул., 81, ОГРН 1096027000189, ИНН 6022009600; далее - учреждение) от 02.06.2014 N 34.
Решением суда от 03.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2015, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в оспариваемом предписании (в графе "основания вынесения предписания") отсутствуют ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность; в ходе проверки учреждение безосновательно признало принадлежность соответствующих земельных участков к полосе отвода железной дороги; суды неверно оценили обстоятельства, имеющие значение по делу.
Представители учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, уточнив их: просил признать недействительным предписание учреждения от 02.06.2014 N 34.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с истечением срока исполнения ОАО "РЖД" ранее выданного учреждением предписания от 14.04.2014 N 19 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства на основании приказа учреждения от 29.05.2014 N 31 в период с 02.06.2014 по 04.06.2014 проведена проверка соблюдения обществом требований лесного законодательства, результаты которой отражены в акте проверки от 02.06.2014 N 23.
Упомянутый приказ издан в соответствии со статьями 72, 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, утвердившим Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - Положение).
В ходе проверки учреждением установлено, что ранее выданное предписание исполнено лишь частично.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу предписания от 02.06.2014 N 34, согласно которому заявитель обязан в срок до 01.08.2014 в Дубровском участковом лесничестве утилизировать порубочные остатки, собранные в валы в полосе отвода железной дороги и прилегающие к кварталам 103, 102, 106, 107 (лист дела 7).
Не согласившись с законностью выданного предписания, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили полномочия учреждения, установили обстоятельства дела и указали на наличие у учреждения в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Значимые полномочия учреждения подтверждены судами ввиду требований статей 23, 81 (пункт 36), 83 (пункт 6 части 1), главы 12 (часть 2, пункты 2, 6 и 8 части 3 статьи 96) ЛК РФ, а равно пунктов 8 и 12 Положения.
Согласно части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Как указано в пункте 27 Правил, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно абзацу второму пункта 8 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, в полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что на основании договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 27.04.2005 N 9 общество является арендатором земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 60:27:000000:21, расположенного по адресу: Псковская область, полоса отвода железной дороги, площадью 2 525 879 кв. м; согласно пункту 4.4.7 указанного договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (листы дела 57 - 65).
При проведении патрулирования должностным лицом учреждения выявлено наличие порубочных остатков в полосе отвода железной дороги.
Оспариваемое предписание содержит указание на место выявленных нарушений - "полоса отвода железной дороги", что является точным определением места выявленного нарушения. В акте проверки от 02.06.2014 и в самом предписании указаны кварталы, наименование лесничества, что является общепринятым обозначением земельных участков в лесном хозяйстве. Кроме того, при проведении проверки присутствовал представитель железной дороги и он не внес в акт проверки замечания относительно обозначения на местности выявленных нарушений.
Кроме того, с апреля 2014 года учреждение выдавало ОАО "РЖД" предписания относительно содержания полос отвода; заявитель поэтапно устранял выявленные нарушения.
Так, в ранее выданном предписании от 14.04.2014 N 19 указывалось на нарушения в полосе отвода железной дороги, прилегающей к кварталам N 88, 106, 107, 108, 109 Дубровского участкового лесничества.
При проверке 02.06.2014 нарушения выявлены в 103, 102, 106 и 107 кварталах, что свидетельствует об осведомленности ОАО "РЖД" о местности, на которой выявлены нарушения.
В связи с этим суды отклонили довод заявителя о том, что из содержания предписания ему не было известно место выявленных нарушений.
Ввиду ранее сложившихся между учреждением и обществом отношений в рамках государственного лесного надзора суды обоснованно сочли, что оспариваемое предписание отвечает должной степени правовой и фактической определенности, является исполнимым; общество, будучи титульным владельцем полосы отвода железной дороги, не могло не знать о правовых и фактических основаниях такого предписания; именно ОАО "РЖД" обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения этих требований.
В деле нет доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО "РЖД" мер по выполнению предписания и (или) об объективной невозможности его выполнения. Также в деле не имеется сведений о том, что общество обращалось с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу N А52-2988/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.Б.МУНТЯН