Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.03.2015 N Ф07-692/2015 по делу N А52-3393/2014
Обстоятельства: Определением в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду возвращено заявление об отмене постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, допущенное при расчистке пограничной просеки, поскольку привлечение заявителя к административной ответственности не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.03.2015 N Ф07-692/2015 по делу N А52-3393/2014
Обстоятельства: Определением в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду возвращено заявление об отмене постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, допущенное при расчистке пограничной просеки, поскольку привлечение заявителя к административной ответственности не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение: Определение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу N А52-3393/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г., рассмотрев 02.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области" на определение Арбитражного суда Псковской области от 21.10.2014 (судья Циттель С.Г.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Пестерева О.Ю., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А52-3393/2014,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области" (место нахождения: 180014, город Псков, улица Николая Васильева, дом 75-В, ОГРН 1057811265742, ИНН 6027089582; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659; далее - Комитет) от 07.10.2014 N 1295 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Псковской области от 21.10.2014, оставленным без изменения
постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, заявление возвращено Учреждению на основании
пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При этом судебные инстанции, исходя из нормативных положений
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ,
статей 27 и
29 АПК РФ, разъяснений, содержащихся в
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сделали вывод о том, что настоящее дело арбитражному суду неподведомственно.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 30.1 и 30.2 КоАП РФ, а не статьи 30.1 и 30.2 АПК РФ. | |
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права (
статей 30.1,
30.2 АПК РФ), просит отменить судебные акты и направить дело для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с
частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 274,
284,
286 и
290 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что постановлением Комитета от 07.10.2014 N 1295 Учреждение привлечено к административной ответственности на основании
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, допущенное при расчистке пограничной просеки на участке российско-латвийской государственной границы.
Учреждение оспорило постановление Комитета в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, возвращая заявление Учреждения на основании
пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, сделали вывод о неподведомственности спора арбитражному суду, поскольку привлечение Учреждения к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с
частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (
часть 2 статьи 27 АПК РФ).
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (
пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (
часть 2 статьи 207 АПК РФ).
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в вышеприведенных нормативных положениях установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания
пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (
пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Из материалов дела усматривается, что Учреждение оспорило в судебном порядке постановление Комитета о привлечении заявителя к административной ответственности на основании
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как верно указали суды и подтверждается материалами дела, Учреждение привлечено к административной ответственности как участник общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, который не обеспечил соблюдение требований пожарной безопасности в лесах, а не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Таким образом, исходя из вышеприведенных критериев отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов (
пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), суд кассационной инстанции считает правомерным возвращение заявления по настоящему делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
постановил:
определение Арбитражного суда Псковской области от 21.10.2014 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу N А52-3393/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ