Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2015 N Ф07-371/2015 по делу N А56-29795/2014
Обстоятельства: Определением прекращено производство по делу об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2015 N Ф07-371/2015 по делу N А56-29795/2014
Обстоятельства: Определением прекращено производство по делу об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Решение: Определение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А56-29795/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б., при участии от закрытого акционерного общества "Кингисеппский леспромхоз" Хрусталева А.В. (доверенность от 13.08.2014), рассмотрев 16.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кингисеппский леспромхоз" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2014 (судья Боровлев Д.Ю.) и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-29795/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Кингисеппский леспромхоз" (место нахождения: 188480, Ленинградская область, город Кингисепп, улица Дорожников, дом 35, ОГРН 1024701429060, ИНН 4707000651; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская улица, дом 4, литера А, ОГРН 1109847015541, ИНН 7842442186; далее - Комитет) от 29.04.2014 N 40290-14/Д о привлечении заявителя к административной ответственности на основании
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2014, оставленным без изменения
постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014, производство по делу прекращено на основании
пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При этом судебные инстанции, исходя из нормативных положений
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ,
статей 27 и
29,
части 2 статьи 207 АПК РФ, разъяснений, содержащихся в
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сделали вывод о том, что настоящее дело арбитражному суду неподведомственно.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права (
статьи 29 АПК РФ), просит отменить судебные акты и направить дело для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Комитет о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с
частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 274,
284,
286 и
290 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество, являясь по заключенному с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области договору от 16.12.2008 N 2-2008-12-258-3 арендатором лесного участка в Кингисеппском лесничестве, в 2013 году не в полном объеме выполнило установленные проектом освоения лесов ежегодные мероприятия по противопожарному обустройству лесов (протокол об административном правонарушении от 18.04.2014 N 40290-14/Д).
Постановлением Комитета от 29.04.2014 N 40290-14/Д Общество привлечено к административной ответственности на основании
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.
Общество оспорило названное постановление в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, прекращая производство по делу, сделали вывод о неподведомственности спора арбитражному суду, поскольку привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с
частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (
пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (
часть 2 статьи 207 АПК РФ).
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в вышеприведенных нормативных положениях установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания
пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (
пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Из материалов дела усматривается, что Общество оспорило в арбитражном суде постановление о привлечении его к административной ответственности на основании
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Учитывая, что объективная сторона вмененного Обществу правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (
глава 8 КоАП РФ), настоящее дело в любом случае подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных критериев отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов (
пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), суд кассационной инстанции считает правомерным прекращение производства по настоящему делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2014 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А56-29795/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кингисеппский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Л.Б.МУНТЯН