Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2015 N Ф07-213/2015 по делу N А56-12330/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении общества по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в арендуемых обществом нежилых помещениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку совершение обществом вменяемых ему административных правонарушений подтверждено.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2015 N Ф07-213/2015 по делу N А56-12330/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении общества по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в арендуемых обществом нежилых помещениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку совершение обществом вменяемых ему административных правонарушений подтверждено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А56-12330/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КРОНШТАДТСКАЯ РЫБНАЯ ФАБРИКА" Гришиной Е.В. (доверенность от 27.02.2014), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Лиденхо Н.Н. (доверенность от 29.12.2014 N 271-11-20), рассмотрев 09.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРОНШТАДТСКАЯ РЫБНАЯ ФАБРИКА" на
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2014 (судья Александрова Е.Н.) и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-12330/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КРОНШТАДТСКАЯ РЫБНАЯ ФАБРИКА", место нахождения: 197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 9, ОГРН 1027808867811, ИНН 7818011132 (далее - ООО "КРОФ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - Отдел) от 25.02.2014 N 2-16-18-13 о привлечении заявителя к административной ответственности по
частям 1 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением от 04.07.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 23.10.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "КРОФ", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно
статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 11.12.2013 по 24.12.2013 прокуратурой Кронштадтского района Санкт-Петербурга с привлечением специалистов Отдела проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы обеспечения пожарной безопасности и законодательства, направленного на минимизацию последствий террористических актов на объекте производства рыбных продуктов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 9, лит. А, в помещениях ООО "КРОФ". По результатам проверки Отделом 20.12.2013 составлена справка об участии в проверке N 2151-2-16-24, помощником прокурора 24.12.2013 составлен акт проверки.
В ходе проверки выявлены нарушения требований
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2009),
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009),
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009),
СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования" (далее - СП 7.13130.2009), а именно:
- ширина эвакуационного выхода менее 0,8 м (дверь, ведущая из служебной раздевалки рыбного производства; дверь, ведущая из помещений руководства рыбного производства) (нарушен
пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009);
- для производственного помещения не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности (нарушен
пункт 20 ППР);
- первичные средства пожаротушения не имеют соответствующих сертификатов (нарушен
пункт 70 ППР);
- из административных помещений второго этажа отсутствует эвакуационный выход (нарушены
пункты 4.4.14,
7.1.11 СП 1.13130.2009);
- помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (нарушены
пункт А.4 Приложения А,
пункты 9.2,
38 табл. А3 Приложения А к СП 5.13130.2009);
- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушены
пункты 16,
17 табл. 2 СП 3.13130.2009);
- в производственном помещении отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции (нарушен
подпункт "е" пункта 7.2 СП 7.13130.2013).
Заместитель прокурора 24.12.2013 вынес постановления о возбуждении в отношении ООО "КРОФ" дел об административных правонарушениях по
частям 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ. Материалы дела переданы в Отдел.
Отдел постановлением от 25.02.2014 N 2-16-18-13 привлек Общество к административной ответственности по
частям 1 и
4 статьи 20.4 в виде взыскания 150 000 руб. штрафа.
ООО "КРОФ" оспорило постановление Отдела от 25.02.2014 N 2-16-18-13 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные Отделом в помещениях второго этажа (отсутствует эвакуационный выход) проверяемого здания, вменены Обществу в вину без достаточных доказательств. В остальной части суды пришли к выводу о доказанности состава вменяемого Обществу административного правонарушения. При этом суды не установили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со
статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что нежилые помещения N 1 - 22, 40 - 43, 45, 46, 58, а также пандус и технический коридор в здании по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 9, лит. А, занимает ООО "КРОФ" на основании заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Котлин" договора аренды от 01.09.2013 N 007/09/13.
В соответствии с пунктом 2.2.1 указанного договора аренды арендатор обязан содержать объекты в соответствии с условиями, предусмотренными санитарными, противопожарными правилами и правилами эксплуатации на объектах санитарно-технического и инженерного оборудования; обеспечивать сохранность объектов и находящегося в них оборудования и коммуникаций.
Следовательно, именно ООО "КРОФ" является надлежащим лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в занимаемых им помещениях.
В силу
статьи 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно
пункту 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с
пунктом 70 ППР (в редакции, действовавшей в ходе проверки) руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно
приложениям N 1 и
2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
В силу
части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Как следует из
пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии с
пунктом А.4 Приложения А к СП 5.13130.2009 в зданиях и сооружениях, указанных в
Перечне зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
Пунктом 38 табл. А.3 Приложения А к СП 5.13130.2009 предусмотрено, что помещения административного и общественного назначения. встроенные и пристроенные, независимо от площади следует защищать автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Согласно
СП 3.13130.2009 здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с
таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
В соответствии с
пунктом 16 табл. 2 СП 3.13130.2009 в числе прочего СОУЭ должны оснащаться учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы, а согласно
пункту 17 названной табл. 2 - производственные и складские здания.
Согласно
подпункту "е" пункта 7.2 СП 7.13130.2013 удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами (а для помещений высотного стеллажного хранения - вне зависимости от наличия постоянных рабочих мест), если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости.
Податель жалобы утверждает, что Общество не относится ни к одному из типов помещений, указанных в
пункте 16 табл. 2 СП 3.13130.2009, и занимало лишь часть нежилых помещений, а не все здание, что отражено в
пункте 17 указанной табл. 2.
Кроме того, Общество считает, что ему неправомерно вменено нарушение
подпункта "е" 7.2 СП 7.13130.2013, поскольку не указано, в каком помещении отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции, отсутствуют доказательства наличия постоянных рабочих мест в данном помещении, отсутствуют основания для освобождения от ответственности, предусмотренные
пунктом 7.3 СП 7.13130.2013.
Кассационная инстанция отклоняет данные доводы жалобы, поскольку они не соответствуют материалам дела и установленным судами обстоятельствам.
Кроме того, в кассационной жалобе Общество, ссылаясь на
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 4-П), которым установлено, что размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, просит уменьшить размер административного штрафа.
Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений
Постановления N 4-П является категорией оценочной и принимая во внимание, что в рамках рассмотрения настоящего дела суды первой и апелляционной инстанции не рассматривали вопрос о применении положений
Постановления N 4-П, в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции не входит решение вопроса о снижении минимального размера административного штрафа ниже низшего предела.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным спорного постановления.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь
статьями 286 -
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2014 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А56-12330/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРОНШТАДТСКАЯ РЫБНАЯ ФАБРИКА" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
А.Г.КУДИН