Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2015 N Ф07-1246/2015 по делу N А44-2669/2014
Требование: О признании частично недействительным договора аренды лесного участка.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на несоответствие действующему законодательству пункта договора в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2015 N Ф07-1246/2015 по делу N А44-2669/2014
Требование: О признании частично недействительным договора аренды лесного участка.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на несоответствие действующему законодательству пункта договора в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
от 13 апреля 2015 г. по делу N А44-2669/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А., рассмотрев 07.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новсруб" на
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2014 (судья Давыдова С.В.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи Тарасова О.А., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А44-2669/2014,
установил:
Заместитель прокурора Новгородской области, место нахождения: 173003, Великий Новгород, Новолучанская улица, дом 11, ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221 (далее - Прокурор), действующий в интересах Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Комитету и к обществу с ограниченной ответственностью "Новсруб" (далее - Общество, ООО "Новсруб") о признании недействительными абзаца второго подпункта 18.8 пункта 18 в части слов "и его тушению", подпунктов 30.1 и 30.2 пункта 30 договора аренды лесного участка от 11.09.2012 N 361 заключенного между ответчиками. Исковое заявление принято с учетом уточнения в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.08.2014, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 24.12.2014, исковые требования Прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и
постановление отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет полагает, что судебные акты незаконны и необоснованны, просит жалобу Общества удовлетворить.
В своем отзыве Прокурор полагает, что суды полно и объективно исследовали все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу ООО "Новсруб" - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме
части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 11.09.2012 между Комитетом (арендодателем) и ООО "Новсруб" (арендатором) заключен договор N 361 аренды лесного участка (далее - Договор), согласно которому арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3 578, 54 га, расположенный в Новгородской области, Новгородском муниципальном районе, Новосилецком лесничестве, Пролетарском участковом лесничестве, кварталах N 9, 10, с 16-го по 20-й, 27, с 29-го по 33-й, с 39-го по 41-й, с 46-го по 48-й, 57, 58, со 133-го по 136-й, 138, 139, со 151-го по 155-й, для заготовки древесины.
Срок действия договора определен - 49 лет с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация произведена 22.01.2013.
Во втором абзаце подпункта 18.8 Договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
Пунктом 30 договора установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях:
- изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 Договора);
- изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 Договора).
Прокурор, ссылаясь на несоответствие действующему законодательству абзаца второго подпункта 18.8 пункта 18 Договора аренды в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар и подпунктов 30.1, 30.2 пункта 30 названного Договора, в порядке
статьи 52 АПК РФ обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, посчитав их обоснованными.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно
статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Пунктом 2 статьи 1 и
статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу
пункта 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (
статья 422 названного Кодекса).
В абзаце втором подпункта 18.8 пункта 18 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
Согласно
части 1 и
2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу
пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно
части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В силу
части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным
законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Кроме того, в данной
статье дано понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Суды пришли к обоснованному выводу, о том, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.
Пунктом 30 Договора аренды установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 Договора); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 Договора).
Судебными инстанциями установлено, что данный договор заключен по результатам аукциона.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные
ГК РФ, если иное не установлено названным
Кодексом.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключении договора аренды) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
Таким образом,
частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлено специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим
Кодексом (
частью 7 статьи 53.7 Кодекса).
В связи с этим нормы гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон этого договора не могут быть применены.
Как обоснованно указали суды, порядок изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный
статьей 451 ГК РФ, в данном случае неприменим, поскольку он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается
статьей 74 ЛК РФ.
Ввиду изложенного суды правомерно признали недействительным абзац второй подпункта 18.8 пункта 18 в части слов "и его тушению", подпунктов 30.1 и 30.2 пункта 30 Договора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2014 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А44-2669/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новсруб" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Л.А.САМСОНОВА