Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2015 по делу N А26-5338/2014
Требование: Об обязании провести санитарно-оздоровительные мероприятия.
Обстоятельства: Арендатор не исполнил требование арендодателя о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на арендатора не возложена обязанность по выполнению работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2015 по делу N А26-5338/2014
Требование: Об обязании провести санитарно-оздоровительные мероприятия.
Обстоятельства: Арендатор не исполнил требование арендодателя о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на арендатора не возложена обязанность по выполнению работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А26-5338/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., рассмотрев 21.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2015 (судья Лайтинен В.Э.) и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 (судьи Тимухина И.А., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А26-5338/2014,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнения требований) к акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, Заводская ул., д. 1, ОГРН 1021000921314, ИНН 1006004155 (далее - АО "Сегежский ЦБК", Общество), об обязании внести изменения в проекты освоения лесов к договорам аренды лесных участков от 19.12.2008 N 59-з и 60-з в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные санитарные рубки) в квартале 56 Летнинского участкового лесничества, S = 13,7 га, общий запас выбираемой древесины 2537 куб. м, в том числе неликвидной 292 куб. м, в квартале 71 Летнинского участкового лесничества, S = 43,3 га, общий запас выбираемой древесины 7476 куб. м, в том числе неликвидной 838 куб. м, в квартале 109 Лехтинского участкового лесничества, S = 43.3 га, общий запас выбираемой древесины 5776 куб. м, в том числе неликвидной 610 куб. м, в квартале 107 Лехтинского участкового лесничества, S = 8,0 га, общий запас выбираемой древесины 1104 куб. м, в том числе неликвидной 127 куб. м, в квартале 108 Лехтинского участкового лесничества, S = 14,7 га, общий запас выбираемой древесины 2563 куб. м, в том числе неликвидной 279 куб. м, об обязании Общества внести изменения в таблицу 3.2.10 - Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок и в пункт 5.2 - Мероприятия по защите лесов, в соответствии с
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, об обязании Общества провести санитарно-оздоровительные мероприятия согласно плану-корректировке в течение трех месяцев с момента внесения изменений в проекты освоения лесов.
Определением суда от 13.11.2014 на основании
пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) производство по делу прекращено.
Постановлением от 11.02.2015 апелляционный суд отменил определение от 13.11.2014 и направил вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением от 26.05.2015 суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 09.09.2015 апелляционный суд оставил решение от 26.05.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно
статье 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель, правопредшественник Министерства) и ОАО "Сегежский ЦБК" (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка от 19.12.2008 N 59-з и 60-з.
В соответствии с пунктом 4.4.13 договоров аренды лесных участков от 19.12.2008 N 59-з и 60-з на арендатора возложена обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Кроме того, арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2 договоров).
На основании приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 29.07.2013 N 1131 "Об обследовании лесных насаждений, поврежденных лесными пожарами" представителями Министерства проведено лесопатологическое обследование лесных участков на арендуемой Обществом территории Лехтинского и Летнинского участковых лесничеств, пройденной лесным пожаром в 2013 году, по результатам которого составлен план-корректировка проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 - 2014 годы, утвержденный Министром по природопользованию и экологии Республики Карелия 18.10.2013.
Письмом от 15.10.2013 N 1113 Министерство обратилось к Обществу с предложением включить выявленный (обследованный) объем санитарно-оздоровительных мероприятий в проекты освоения лесов, приложив акты проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков.
Письмом от 12.11.2013 N 1233 Министерство направило Обществу схемы расположения участков, намеченных под сплошные санитарные рубки, 13.05.2014 направлено требование о внесении изменений в Проекты освоения лесов к договорам аренды лесных участков от 19.12.2008 N 59-з и 60-з и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Поскольку арендатор не исполнил указанное требование, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что на арендатора не возложена обязанность по выполнению работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно
статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу
части 2 статьи 55 ЛК РФ
пунктами 4,
28 Правил санитарной безопасности в лесах предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом N 69 утвержден
состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов).
Согласно
пункту 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных
частью 1 статьи 21 ЛК РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В
пункте 29 Состава проекта освоения лесов указано, что проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в
главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Пунктом 33 Состава проекта освоения лесов предусмотрено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим
Приказом.
На основании материалов дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для внесения изменений в Проекты освоения лесов и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий явилось возникновение на арендуемых Обществом лесных участках пожаров, которые привели к введению на территории муниципального образования "Беломорский муниципальный район" в период с 04.06.2013 по 10.06.2013 постановлением Администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 04.06.2013 N 525 режима чрезвычайной ситуации, который отменен постановлением Администрации от 10.06.2013 N 639.
В соответствии с
частью 1 статьи 53.7 ЛК РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ.
Согласно
частям 4,
5,
6 статьи 53.7 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном
частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в договоре обязанности арендатора производить своими силами и за свой счет работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованных лесных участках, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства, поскольку на арендатора не возложена обязанность по выполнению работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров.
Податель жалобы считает, что Общество обязано внести изменения в проекты освоения лесов к договорам аренды N 59-з и 60-з в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные санитарные рубки) в указанных в иске кварталах, поскольку к моменту введения на территории муниципального образования "Беломорский муниципальный район" режима чрезвычайной ситуации, вся площадь пожара была уже выгоревшей и, начиная с 04.06.2013, силы и средства были направлены лишь на ликвидацию вновь возникающих лесных пожаров и недопущения распространения ранее действующих пожаров на новые территории. По мнению Министерства, поскольку пожар действовал до периода введения режима чрезвычайной ситуации, указанные в исковом заявлении лесные участки, пройденные пожаром, "не являются последствиями чрезвычайной ситуации, а возникли ранее".
Кассационная инстанция отклоняет данные доводы жалобы в связи со следующим.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу
пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в данном случае существовала чрезвычайная ситуация.
В связи с этим, как правильно указали суды, в нарушение
статьи 65 АПК РФ Министерством не представлены доказательства того, что проведение требуемых санитарно-оздоровительных мероприятий на спорных земельных участках не является действиями по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь
статьями 286 -
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2015 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 по делу N А26-5338/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ