Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2024 N Ф08-1906/2024 по делу N А53-10647/2023
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами учреждение и его аукционная комиссия признаны нарушившими требования ч. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 49 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с неправомерным признанием заявки предпринимателя соответствующей требованиям извещения о проведении аукциона на закупку арочного металлодетектора. Предписано устранить нарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предприниматель предложил к поставке товар с более улучшенной характеристикой, чем указано в описании объекта закупки.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2024 N Ф08-1906/2024 по делу N А53-10647/2023
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами учреждение и его аукционная комиссия признаны нарушившими требования ч. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 49 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с неправомерным признанием заявки предпринимателя соответствующей требованиям извещения о проведении аукциона на закупку арочного металлодетектора. Предписано устранить нарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предприниматель предложил к поставке товар с более улучшенной характеристикой, чем указано в описании объекта закупки.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2024 г. по делу N А53-10647/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом посредством системы веб-конференции онлайн-заседания (картотека арбитражных дел), от заявителей - индивидуального предпринимателя Баранникова Андрея Сергеевича - Герасина С.А. (доверенность от 24.04.2024), Государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области "Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник" - Бондаренко И.А. (доверенность от 17.04.2024), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Евстратова С.А. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2023 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А53-10647/2023, установил следующее.
ИП Баранников Андрей Сергеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными
решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 21.03.2023 по делам N 061/06/49-965/2023, N 061/06/49-966/2023 и
предписания от 21.03.2023 по делам N 061/06/49-965/2023, N 061/06/49-966/2023.
Заявление предпринимателя принято и возбуждено производство по делу N А53-10647/2023.
Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области "Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным
пунктов 2 и
3 решения управления от 21.02.2023 по делам N 061/06/49-965/2023, N 061/06/49-699-2023 и о признании недействительным
предписания управления от 21.02.2023 по делам N 061/06/49-965/2023, N 061/06/49-699-2023. Заявление учреждения принято и возбуждено производство по делу N А53-12196/2023.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2023 дела N А53-10647/2023 и N А53-12196/2023 объединены в одно производство с присвоением N А53-10647/2023.
Решением суда от 15.08.2023, оставленным без изменения
постановлением суда апелляционной инстанции от 22.12.2023, требования заявителей удовлетворены. Признано недействительными
решение и
предписание управления от 21.03.2023 по делам N 061/06/49-965/2023, N 061/06/49-966/2023. Судебные акты мотивированы тем, что инструкция учреждения по заполнению заявки не противоречит требованиям Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Управление полагает, что заказчик допустил нарушение
Закона N 44-ФЗ, выразившееся в утверждении усложненной Инструкции по заполнению заявки. Заказчик необоснованно установил многочисленные знаки и способы изложений характеристик ("<", ">", "не менее", "не более", "не выше", "не ниже"), которыми обозначаются характеристики товара, подлежащие конкретизации, искусственно расширен перечень синонимичных конструкций, которыми сопровождается описание объекта закупки, что в свою очередь осложнило процесс подготовки заявки и явилось причиной отклонения заявок от участия в аукционе.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и предприниматель просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. По мнению заявителей, выводы управления об усложненной Инструкции по заполнению заявки противоречит обстоятельствам дела, поскольку ни у одного участника закупки не возникло сложностей в ее понимании. Заявки на участие в электронном аукционе отклонены заказчиком на основании неверно указанного значения показателей товара "Цифровая клавиатура или пульт дистанционного управления для безопасного доступа", при этом жалобы участников в данной части признаны управлением необоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 27.02.2023 учреждение опубликовало извещение о проведении электронного аукциона N 0358200025123000002 на закупку арочного металлодетектора. Извещение об осуществлении закупки размещено заказчиком 06.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. На участие в электронном аукционе подано 6 заявок, 5 из которых отклонены согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 15.03.2023 N ИЭА1. Отклонения заявок произошли в связи с несоответствием информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки. Победителем аукциона признан предприниматель.
15 марта 2023 года ООО "Алти Групп" и 16.03.2023 индивидуальный предприниматель Григорович Л.И. (заявки которых отклонены) направили управлению жалобы о нарушении аукционной комиссией требований
Закона N 44-ФЗ, рассмотрев которые управление приняло
решение от 21.02.2023 по делам N 061/06/49-965/2023 и N 061/06/49-699/2023, которым жалоба ООО "АЛТИ ГРУПП" признана необоснованной, а жалоба индивидуального предпринимателя Григоровича Л.И. - частично обоснованной; учреждение, как заказчик, признан нарушившим требования
части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ; аукционная комиссия заказчика признана нарушившей требования
части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, а также указано о выдаче обязательного для исполнения
предписания об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, аннулировании спорной закупки и рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц.
21 марта 2023 года управление выдало учреждению
предписание по делам N 061/06/49-965/2023 и N 061/06/49-966/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которым заказчику и аукционной комиссии заказчика предписано отменить все сформированные протоколы и аннулировать аукцион.
Не согласившись с указанным
решением и
предписанием управления, учреждение и предприниматель обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь
частью 1 статьи 198,
частями 4,
5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
частью 1 статьи 33,
частью 1 статьи 64,
статьей 65,
частью 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ,
статьей 22 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", признали
решение и
предписание управления от 21.03.2023 по делам N 061/06/49-965/2023 и N 061/06/49-966/2023 недействительными.
Судебные инстанции установили, что управление вменило аукционной комиссии заказчика нарушение
части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в признании заявки предпринимателя Баранникова А.С. соответствующей требованиям извещения о проведении аукциона. Управление исходило из того, что предложенное предпринимателем значение (первая и вторая цифра маркировки) не является значением большим, чем установлено извещением о проведении аукциона, в данном конкретном случае участником предложен к поставке/использованию товар, имеющий технические характеристики хуже, чем требуется заказчику.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в
части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
При описании закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как следует из материалов дела, приложением к извещению "Описание объекта закупки" заказчик установил, в том числе, следующие требования к арочному металлодетектору: "Степень пылевлагозащищенности" не менее IP55". В Инструкции по заполнению заявки указано: "Слова "не менее" означает, что участнику закупки следует предоставить в заявке конкретное значение характеристики, более указанного значения или равное ему".
Судебные инстанции установили, что в заявке предпринимателя Баранникова А.С. в показателе "Степень пылевлагозащищенности" указано значение IP55, что соответствует требованиям заказчика - не ниже IP55, а также в показатель "Цифровая клавиатура для безопасного контроля и доступа" внесено значение "наличие пульта дистанционного управления. При этом, как установили суды, согласно описанию товара, предлагаемого предпринимателем Баранниковым А.С., степень защиты корпуса составляет не ниже IP65, т.е. выше, чем указано в описании объекта, подлежащего поставке.
Таким образом, установив, что предпринимателем товар предложен к поставке с более улучшенной характеристикой, чем указано в описании объекта закупки, суды обоснованно не приняли довод управления о том, что предложенный предпринимателем Баранниковым А.С. к поставке товар не соответствует требованиям, указанным в описании объекта закупки. Документально данный вывод управление не опровергло.
Судебные инстанции при исследовании довода управления о допущенном заказчиком нарушении в утверждении усложненной Инструкции по заполнению заявки; необоснованном установлении заказчиком многочисленных знаков и способов изложений характеристик обозначения товара, подлежащих конкретизации, проанализировали Инструкцию по заполнению заявки и, установив отсутствие каких-либо противоречий, затруднений, сложностей при заполнении заявок участниками аукциона, пришли к выводу о том, что данный довод противоречит установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Судебные инстанции отметив, что участник закупки в своей заявке на участие в электронном аукционе должен указать соответствующие установленным в Описании объекта закупки конкретные значения показателей, используемых для выполнения работ, товаров без указания слов (а также производных от них): "максимальное значение"; "минимальное значение"; "не более"; "не менее"; "более"; "менее"... по значениям показателей, сопровождающихся словами "менее", "ниже", "уже", "ранее", участник закупки должен указать конкретные значения показателей, которые меньше описанных подобным образом, установили, что ни у одного участника закупки не возникло сложности в понимании Инструкции по заполнению заявки; в том части, в которой управление полагает Инструкцию по заполнению заявки усложненной все участники закупки заполнили заявки правильно; отклоненные заявки содержали одинаковую ошибку: неверное указание значения показателя "Цифровая клавиатура или пульт дистанционного управления для безопасного доступа к контролю"; отсутствуют доказательства того, что кто-либо из шести участников обращался за разъяснениями в аукционную комиссии (
статья 65 Закона N 44-ФЗ). Доказательства обратного управление не представило.
Вывод судебных инстанций о том, что в данном конкретном случае положения Инструкции по заполнению заявки не противоречат
Закону N 44-ФЗ, являются подробными, содержат детальное описание предъявляемых заказчиком требований, в связи с чем у управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого по данному делу
решения и выдачи
предписания, основан на исследовании и оценке материалов данного дела.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали недействительными
решение и
предписание управления от 21.03.2023 по делам N 061/06/49-965/2023 и N 061/06/49-966/2023, как нарушающие права и законные интересы предпринимателя и учреждения.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2023 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А53-10647/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ