Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 27.05.2022 N 308-ЭС22-7343 отказано в передаче дела N А63-7588/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2022 N Ф08-14527/2021 по делу N А63-7588/2021
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий (неработоспособность автоматической пожарной сигнализации в помещениях коридора АЗС).
Решение: Требование удовлетворено в связи с наличием в действиях общества, осуществляющего техническое обслуживание пожарной сигнализации, состава вмененного правонарушения, соблюдением порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2022 N Ф08-14527/2021 по делу N А63-7588/2021
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий (неработоспособность автоматической пожарной сигнализации в помещениях коридора АЗС).
Решение: Требование удовлетворено в связи с наличием в действиях общества, осуществляющего техническое обслуживание пожарной сигнализации, состава вмененного правонарушения, соблюдением порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2022 г. по делу N А63-7588/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" (ИНН 7724788533, ОГРН 1117746338082) - Бабекина Д.Г. (доверенность от 22.12.2021), в отсутствие заявителя - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (ИНН 2635077144, ОГРН 1042600336349) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" на
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2021 и
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А63-7588/2021, установил следующее.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении ООО "Техцентр "ЛУКОМ-А" (далее - общество, техцентр) к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Лукойл-Югнефтепродукт".
Решением от 20.07.2021, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2021, суд привлек общество к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного управлением требования. Податель кассационной жалобы полагает, что в нарушение
части 2 статьи 28.2 Кодекса в составленном в отношении общества протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения. Событие административного правонарушения наступило не позднее 15.02.2021, так как в указанный день общество в соответствии с условиями договора от 20.01.2021 N 4/00010.ТД21 проводило работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки работоспособности от 15.02.2021, следовательно, вывод судов о привлечении общества к административной ответственности в пределах установленного
статьей 4.5 Кодекса срока, является необоснованным. Для участия в проверке представители общества, либо эксперты (специалисты), обладающие необходимыми знаниями в данной сфере, не привлекались, в результате чего нарушено гарантированное
статьей 25.1 Кодекса право лица на защиту своих интересов при производстве по делу об административном правонарушении.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании распоряжения от 31.03.2021 N 105 провело внеплановую выездную проверку в отношении ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 30.09.2020 N 298/1/120.
В рамках указанной проверки 21.04.2021 управление провело осмотр помещений строения магазина-операторской АЗС N 26093 по адресу: г. Пятигорск, п. Горячеводский, ул. Георгиевская/Калинина, в ходе которого установило, что извещатели дымовые пожарные ИП 212-141, расположенные в помещении при выходе из здания с северной стороны (коридор N 1) и в помещении, расположенном в северо-восточной части от торгового помещения, находятся в неработоспособном состоянии, при этом на приемно-контрольном приборе "Гранит-5" все шлейфы находятся во включенном положении. Проверка работоспособности проводилась путем введения канцелярской скрепки в дымовую камеру на время более 20 секунд через отверстие, расположенное в крышке извещателя. Также установлено, что на извещателях, расположенных в вышеуказанных помещениях, отсутствовал отклик светодиодов (периодическое мигание).
Письмом от 22.04.2021 N 533-6-6-9-15 управление запросило у ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" информацию и документы, в том числе договор на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре.
По запросу управления ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" представило выкопировку из заключенного с обществом договора от 20.01.2021 N 21YN-0101SS-13/4/00010ТД21 на выполнение работ технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, установленных и эксплуатируемых на объектах заказчика (ООО "Лукойл-Югнефтепродукт"), а также акты проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности, локальной системы оповещения о пожаре зданий и сооружений от 15.02.2021 и от 23.04.2021.
По итогам проверки, проведенной в отношении ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", управление составило акт от 30.04.2021 N 105. В связи с тем, что на дату составления указанного акта нарушение, выявленное в ходе осмотра 21.04.2021, было устранено (работы по техническому обслуживанию выполнены 23.04.2021, о чем составлен акт проверки работоспособности), в акте проверки данное нарушение не отражено.
Вместе с тем, по факту выявления неработоспособности автоматической пожарной сигнализации в помещениях коридора АЗС N 26093 управление составило в отношении общества как организации, осуществляющей техническое обслуживание указанной пожарной сигнализации, протокол об административном правонарушении от 30.04.2021 N 128 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу
части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно примечанию 1 к
статье 14.1 Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с
пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно
Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128), лицензируемая деятельность включает в себя монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; заполнений проемов в противопожарных преградах; а также выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128 к лицензионным требованиям отнесено выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 5 Положения N 1128, к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктами "б" и (или)
"д" пункта 4 Положения N 1128, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
К таким последствиям согласно
части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ относятся, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Частью 3 статьи 81 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) предусмотрено, что системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (
часть 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ).
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (
часть 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ).
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (
часть 5 статьи 83 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
части 6 статьи 83 Закона N 123-ФЗ пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
В соответствии с
пунктом 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Судебные инстанции установили, что управление в 2019 году провело в отношении ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" плановую проверку по итогам которой составило акт проверки от 28.06.2019 и выдало ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" предписание от 28.06.2019 N 209/1/131.
Монтаж системы пожарной сигнализации и пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуацией на АЗС N 26093 по адресу: г. Пятигорск, п. Горячеводский, ул. Георгиевская/Калинина выполнен техцентром в соответствии с рабочей документацией 26093-2020-02-ПС по договору на выполнение работ от 14.11.2019 N 4/00536.ТД19, заключенному ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" с техцентром в целях, в том числе, выполнения предписания от 28.06.2019 N 209/1/131.
Согласно акту приемки от 27.02.2020 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" приняло в эксплуатацию автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией АЗС N 26093, расположенной по адресу: г. Пятигорск, пересечение пр. Калинина и ул. Георгиевской.
20 января 2021 года ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и техцентр заключили договор от 20.01.2021 N 21YN-0101SS-13/4/00010ТД21 на выполнение работ ТО и ППР, в период действия которого техцентром проведено техническое обслуживание: 17.09.2020, 03.12.2020, 15.02.2021, а также 22.04.2021 (после осмотра, проведенного управлением 21.04.2021). Сведения о ТО занесены в журнал учета работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Согласно записи в журнале по итогам каждого ТО сделаны заключения "Система работает в дежурном режиме. Нареканий нет".
В 2020 году управление провело внеплановые проверки по исполнению ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" предписания от 28.06.2019 N 209/1/131 и последующих предписаний (акты проверок от 18.06.2020 N 187 и от 30.09.2020 N 298), выданных по результатам проверок, проведенных на основании представленных обществом документов без проведения осмотра пожарной сигнализации на спорной АЗС.
Впервые непосредственно осмотр смонтированной и обслуживаемой техцентром пожарной сигнализации проведен управлением 21.04.2021 в рамках внеплановой проверки ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" на основании распоряжения от 31.03.2021 N 105.
Согласно Рабочей документации N 26093-2020-02-ПС для обнаружения пожара в помещениях выбраны дымовые пожарные извещатели ИП 212-141. Сигналы о пожаре от автоматических пожарных извещателей ИП 212-141 выводятся на приемно-контрольный прибор "Гранит-5". В помещениях коридоров (пом. 3 и пом. 8) предусмотрена установка шести дымовых пожарных извещателей (по три в каждом).
Суды установили, что в соответствии с актом осмотра от 21.04.2021, объяснением работника ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" Галиди Э.И. (назначенного ответственным за пожарную безопасность на АЗС N 26093 приказом от 10.07.2020 N 2764) от 30.04.2021 и пояснениями дознавателя управления Туманова П.С. в судебном заседании, все шесть указанных дымовых пожарных извещателей находились в нерабочем состоянии, светодиоды не горели (не мигали), сигнал о срабатывании не поступал на приемно-контрольный прибор, что свидетельствует о том, что данные извещатели не были подключены к шлейфам приемно-контрольного прибора.
Исследовав паспорт извещателя пожарного дымового оптико-электронного ИП 212-141 ПАСН.425232.021 ПС, суды установили, что способ проверки работоспособности извещателей дознавателем управления Тумановым П.С., соответствует паспорту извещателя.
Учитывая содержание паспорта пожарного дымового оптико-электронного ИП 212-141 ПАСН.425232.021 ПС, результаты проверки работоспособности и то обстоятельство, что отсутствие питания установлено на всей группе извещателей в каждом рассматриваемом помещении спорной АЗС, суды сделали обоснованный вывод о том, что указанные извещатели не были подключены к шлейфу приемно-контрольного прибора, что в свою очередь свидетельствует о недостоверности результатов технического обслуживания, которое проводилось техцентром в период до даты осмотра спорной АЗС управлением 21.04.2021 (в части надлежащего технического обслуживания и выводов о работоспособности этих извещателей, входящих в систему пожарной сигнализации объекта).
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод общества о том, что при осмотре 21.04.2021 не производилось извлечение датчика из розетки, поскольку данное действие предусмотрено для проверки передачи сигнала о неисправности на приемно-контрольный прибор, однако в данном случае установлено отсутствие срабатывания извещателей.
Доводы общества о том, что техническое обслуживание и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, организует руководитель ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции указали, что общество, приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, возложило на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной сигнализации, является лицом ответственным за выявленные нарушения, в силу договора, заключенного с ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и требований законодательства.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, является правильным.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения
статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды не установили основания для применения
статей 4.1 и
4.1.1 Кодекса. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения
статей 4.1,
4.1.1 Кодекса, с учетом положений
статей 286,
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного
статьей 4.5 Кодекса, для данной категории дел. Вопреки доводам кассационной жалобы в протоколе об административном правонарушении от 30.04.2021 N 128 указано время совершения (выявления) административного правонарушения (21.04.2021 в 10 часов 50 минут).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2021 и
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А63-7588/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА