Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.08.2023 N 308-ЭС23-9500 отказано в передаче дела N А32-13462/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2023 N Ф08-396/2023 по делу N А32-13462/2022
Требование: О частичном оспаривании предписания управления МЧС.
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку в спорном помещении здания АЗС на момент вынесения оспариваемого предписания не требовалось наличия автоматической установки пожаротушения. Управление МЧС не представило доказательства присвоения помещению какой-либо категории пожарной нагрузки.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2023 N Ф08-396/2023 по делу N А32-13462/2022
Требование: О частичном оспаривании предписания управления МЧС.
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку в спорном помещении здания АЗС на момент вынесения оспариваемого предписания не требовалось наличия автоматической установки пожаротушения. Управление МЧС не представило доказательства присвоения помещению какой-либо категории пожарной нагрузки.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2023 г. по делу N А32-13462/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Гиданкиной А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аякс" (ИНН 6168097441 ОГРН 1026100507883), заинтересованного лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю на
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А32-13462/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Аякс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее - отдел, контролирующий орган) об оспаривании предписания от 10.02.2022 N 8/1 в части пунктов 1, 2, 3 (требования уточнены в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 29.08.2022 признаны недействительными пункты 1, 2, 3 предписания от 10.02.2022 N 8/1.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2022 решение суда первой инстанции от 29.08.2022 изменено, третий абзац судебного акта изложен в следующей редакции: "Признать недействительным предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района от 10.02.2022 N 8/1 части пункта 1 предписания. В остальной части заявленных требований отказать".
В кассационной жалобе отдел просит
постановление суда апелляционной инстанций отменить в части признания недействительным пункта 1 предписания от 10.02.2022 N 8/1, направить дело на новое рассмотрение.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отделом в период с 03.02.2022 по 10.02.2022 в отношении общества проведено контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, отсутствие системы пожаротушения в торговом зале.
По результатам проведения проверки контролирующим органом обществу выдано предписание от 10.02.2022 N 8/1, согласно которому на заявителя возлагается обязанность в срок до 22.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с
частью 1 статьи 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к категориям пожароопасность В1 - В4 по пожарной и взрывопожарной опасности относятся помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения.
В силу
части 3 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.
Согласно
части 7 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ к категориям В1 - В4 относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они находятся (обращаются), не относятся к категории А или Б.
В силу
части 8 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ отнесение помещения к категории В1, В2, В3 или В4 осуществляется в зависимости от количества и способа размещения пожарной нагрузки в указанном помещении и его объемно-планировочных характеристик, а также от пожароопасных свойств веществ и материалов, составляющих пожарную нагрузку.
Согласно
пункту 6.39 свода правил "Станции автомобильные заправочные требования пожарной безопасности СП 156.13130.2014", утвержденных Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 (далее - СП 156.13130.2014), все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 м2 (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ГГ, ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, КриоАЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование с СУГ, КПГ и/или СПГ, относящиеся к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения.
Суд апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования материалов дела и представленных сторонами доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае применительно к конкретному помещению спорной АЗС на момент вынесения оспариваемого предписания не требовалось наличия автоматической установки пожаротушения.
Пунктом 6.39 СП 156.13130.2014 прямо предусмотрено, что торговый зал магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ должен быть оборудован автоматическими установками пожаротушения, если количество и способ размещения в нем пожарной нагрузки соответствует количеству и способу размещения пожарной нагрузки в помещении категорий В1 или В2 по пожарной опасности.
Судом установлено, что спорному помещению категория пожарной опасности не присваивалась и соответствующие показатели пожарной нагрузки не рассчитывались.
При этом контролирующий орган не представил суду доказательств определения спорному помещению какой-либо категории, в том числе В1 или В2, а также документов, из которых следует конкретный коэффициент пожарной нагрузки спорного помещения.
Довод контролирующего органа о том, что магазин необходимо приравнивать к складу обоснованно отклонен судом как не соответствующий
пункту 6.39 СП 156.13130.2014.
Исходя из этого, судом сделан правомерный вывод о том, что в этой части у контролирующего органа отсутствовали необходимые правовые основания для вынесения оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А32-13462/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
А.В.ГИДАНКИНА