Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2019 N 88-770/2019
Требование: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал на то, что состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе трех человек. Приказом ему предоставлена единовременная социальная выплата. Иного жилья в собственности он и члены его семьи не имеют.
Решение: Требование частично удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2019 N 88-770/2019
Требование: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал на то, что состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе трех человек. Приказом ему предоставлена единовременная социальная выплата. Иного жилья в собственности он и члены его семьи не имеют.
Решение: Требование частично удовлетворено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 88-770/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Прудентовой Е.В. и Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1251/2019; N 55RS0007-01-2019-001170-32 по иску Н.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М., к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе и дополнениям к ней Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Центрального районного суда г. Омска от 15 мая 2019 г. и апелляционное определение Омского областного суда от 14 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., выслушав объяснения представителя Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Н.М., принимавшего участие в судебном заседании по видеоконференц-связи, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Н.Е., принимавшей участие в судебном заседании по видеоконференц-связи, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Н.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына М., обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании денежных средств, указав в обоснование, что является подполковником внутренней службы в отставке, с 5 декабря 2013 г. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе трех человек. Приказом Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 24 декабря 2018 г. N ему предоставлена единовременная социальная выплата в размере 485240,24 руб. Общая площадь занимаемой его семьей в составе 3-х человек квартиры N в доме N по <адрес> составляет 62,2 кв. м. Квартира находится в равной долевой собственности его, его супруги Е. и детей Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Его совершеннолетние сыновья Н. и В. в силу положений Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не признаются членами его семьи. Иного жилья в собственности он и члены его семьи не имеют. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты на семью из 3-х и более человек устанавливается в размере 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи. Единая социальная выплата должна быть рассчитана на недостающие до норматива 23 кв. м. Ответчик в расчете выплаты необоснованно указал размер принадлежащей ему и супруге Е. жилой площади 46,65 кв. м вместо 31,1 кв. м.
28 декабря 2018 г. он обратился с претензией к начальнику Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о предоставлении выплаты в неполном объеме, в удовлетворении которой было отказано. Истец просил взыскать с ответчиков невыплаченную единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1026836,93 руб.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 15 мая 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Омского областного суда от 14 августа 2019 г., исковые требования Н.С. удовлетворены частично. Взыскано с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Н.С. 1026596 рублей 69 копеек в счет невыплаченной суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, расходы по уплате государственной пошлины в размере 13333 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судебными инстанциями, Н.С. с 8 июля 1989 г. состоит в браке с Е., от брака имеют трех сыновей: В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Н.С. с супругой Е. и несовершеннолетним сыном М. зарегистрированы и проживают в квартире N в доме N по <адрес> площадью 62,2 кв. м. Эта квартира с 25 мая 2005 г. находится в равной долевой собственности у истца Н.С., его супруги Е. и их совершеннолетних сыновей Н. и В.
В период прохождения службы в федеральном государственном казенном учреждении "2 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" Н.С. 17 февраля 2014 г. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С 19 мая 2015 г. он уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по сокращению штатов; его выслуга в органах противопожарной службы в календарном исчислении составила более 28 лет.
Решением постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 декабря 2018 г. N Н.С. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 485240,24 руб., исходя из состава семьи 3 человека: заявитель Н.С., супруга Е. и несовершеннолетний сын М. Указанная сумма 27 декабря 2018 г. перечислена на счет Н.С.
Удовлетворяя частично исковые требования Н.С., суд первой инстанции, проверив расчет ответчика, пришел к выводу, что ответчиком неверно произведен расчет единовременной социальной выплаты.
С указанными выводами суда первой инстанции о неправильности расчета единовременной социальной выплаты, произведенного ответчиком, согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, получившим оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности.
Так, отношения, связанные с предоставлением сотрудникам органов и учреждений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно
части 1 статьи 4 указанного Федерального закона такая выплата предоставляется сотрудникам, имеющим специальные звания, общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении и нуждающимся в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Право истца на получение вышеуказанной социальной выплаты признано ответчиками, осуществившими действия по постановке его на учет, расчету и перечислению вышеуказанной социальной выплаты истцу и не оспаривавшими наличие такого права в ходе рассмотрения данного дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции. Спор между сторонами возник в отношении правильности исчисления произведенной выплаты.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К членам семьи сотрудника в силу
части 2 статьи 1 данного Федерального закона относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения регулируется
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее по тексту - Правила). Порядок исчисления размера единовременной социальной выплаты закреплен
разделом III данных Правил "Определение размера единовременной социальной выплаты" (пункты 17 - 22).
Согласно
пункту 17 Правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 -
20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных
пунктами 21 и
22 Правил.
В силу
пункта 20 Правил, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
В данном случае, суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь
пунктами 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, правильно исходил из того, что членами семьи Н.С. в целях определения размера единовременной социальной выплаты являются только его супруга Е. и несовершеннолетний сын М.
Установив, что несовершеннолетний М. в собственности какого-либо жилья не имеет, Н.С. и Е. являются собственниками в общей сложности ? доли квартиры, что составляет 31,1 кв. м жилого помещения (62,2/2), совершеннолетние дети Н.С. и В., не относящиеся по смыслу
части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. к членам его семьи, также являются долевыми собственниками ? доли квартиры, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что при расчете размера единовременной социальной выплаты в соответствии с положениями
пункта 1 Приложения к указанным выше Правилам вычету из норматива 54 кв. м подлежит площадь 31,1 кв. м.
Поскольку размер полагающейся Н.С. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (с учетом средней рыночной стоимости 1-го квадратного метра общей площади жилого помещения по Омской области в 4-м квартале 2018 года 36076 руб., поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Омской области на 2018 год 1,22 и поправочного коэффициента размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы более 20 лет - 1,5) составляет 1511836,93 руб., суд первой инстанции с учетом выплаченной истцу компенсации в сумме 485240,24 руб. обоснованно взыскал с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в его пользу недоплаченную сумму компенсации в размере 1026596,69 руб. (1511836,93 - 485240,24).
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 15 мая 2019 г. и апелляционное определение Омского областного суда от 14 августа 2019 г. по делу N 2-1251/2019; N 55RS0007-01-2019-001170-32 оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
С.Б.ЛАТУШКИНА
Е.В.ПРУДЕНТОВА