Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 N 88-6108/2020
Требование: О восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении.
Обстоятельства: Решением постоянно действующей комиссии истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 N 88-6108/2020
Требование: О восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении.
Обстоятельства: Решением постоянно действующей комиссии истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2020 г. N 88-6108/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Новожиловой И.А., Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3136/2019 (УИД 55RS0007-01-2019-004011-45) по иску А.Е.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении,
по кассационной жалобе А.Е.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г.
по кассационной жалобе А.Е.М. на решение Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А.Е.А. (далее по тексту - А.Е.А.) обратился в Центральный районный суд г. Омска к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Омской области) с иском о восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г., исковые требования А.Е.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г., апелляционная жалоба А.Е.М. (далее по тексту - А.Е.М.) оставлена без рассмотрения, ввиду того, что обжалуемым решением Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г. вопрос о правах и обязанностях А.Е.М. не разрешался, какие-либо обязанности на нее не возложены.
А.Е.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
А.Е.М. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что принятым решением суда полностью затронуты ее права и законные интересы как собственника квартиры N N по адресу: <адрес>, одна комната из которой временно сдана истцу А.Е.А. и членам его семьи по договору безвозмездного пользования, судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права, просит решение Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований А.Е.А.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, А.Е.А. проходит службу в должности <данные изъяты> 3 пожарной части ФПС по охране Ленинского АО г. Омска ФГКУ "4 отряд ФПС по Омской области".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 7 марта 2014 г. А.Е.А. в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальный гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 апреля 2019 г. в соответствии с подпунктами "б" и "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, А.Е.А. (состав семьи 3 человека) с 30 апреля 2019 г. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии от 30 апреля 2019 г. N.
Комиссией установлено, что А.Е.А., его супруга ФИО9, сын ФИО10 зарегистрированы в 3-х комнатной квартире, общей площадью 60,80 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> собственником которой является А.Е.М. (мать супруги), уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения составляет 15,20 кв. м на одного человека.
Не согласившись с указанным решением комиссии, А.Е.А. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; 6) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив на основании имеющихся в материалах дела доказательств, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,80 кв. м, принадлежит на праве собственности матери супруги истца (А.Е.М.), истец, его супруга и сын вселены в указанное жилое помещение в качестве членов семьи собственника, в связи с чем данное жилое помещение подлежит учету для определения уровня обеспеченности истца А.Е.А. жилой площадью в целях нахождения его на учете (составом семьи из 3 человек) для получения единовременной социальной выплаты, А.Е.А., являющийся членом семьи собственника жилого помещения (равно как и его супруга и сын), обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, пришел к выводу об отсутствии у А.Е.А. нуждаемости в улучшении жилищных условий, что исключает возможность его нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения и правомерности действий ответчика по снятию его с учета.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы А.Е.А. о том, что А.Е.М. не является членом его семьи, регистрация в жилом помещении не свидетельствует о приобретении права пользования этим жилым помещением, он и члены его семьи проживали в спорном жилом помещении временно по договору безвозмездного пользования, судом не исследованы основания постановки и нахождения его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выводы судов не опровергают, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, отклонены по мотивам, приведенным в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба А.Е.М. подлежит оставлению без рассмотрения по существу в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части 2 статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, а также другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением, а именно лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях.
Отсутствие правового интереса в обжаловании судебных актов у лица, не привлеченного к участию в деле, подавшего кассационную жалобу, является в силу пункта 6 части 1 статьи 390, пункта 2 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для оставления кассационной жалобы без рассмотрения.
Изучение материалов дела и обжалуемых судебных постановлений с учетом доводов кассационной жалобы А.Е.М. позволяет прийти к выводу, что обжалуемые судебные постановления не затрагивают права и законные интересы данного лица.
В связи с оставлением кассационной жалобы без рассмотрения по существу, государственная пошлина в сумме 150 рублей, уплаченная по чек-ордеру от 5 февраля 2020 г. в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату А.Е.М.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 24 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу А.Е.А. - без удовлетворения, кассационную жалобу А.Е.М. - без рассмотрения по существу.
Возвратить А.Е.М. из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной по чек-ордеру от 5 февраля 2020 г.
Председательствующий
С.Б.ЛАТУШКИНА
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Е.В.ПРУДЕНТОВА