Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2019 N 88-204/2019
Требование: Об оспаривании решения, восстановлении в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал на то, что был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о включении в состав его семьи супруги и дочери. При рассмотрении данного вопроса комиссией были установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для нахождения истца в очереди.
Решение: Требование частично удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2019 N 88-204/2019
Требование: Об оспаривании решения, восстановлении в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал на то, что был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о включении в состав его семьи супруги и дочери. При рассмотрении данного вопроса комиссией были установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для нахождения истца в очереди.
Решение: Требование частично удовлетворено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2019 г. N 88-204/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-155/2019 (УИД 04RS0021-01-2018-005400-81) по иску Б.В. к Главному Управлению МЧС России по Республике Бурятия об оспаривании решения от 14 сентября 2018 г., восстановлении в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя Б.В. - Ч. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г.
путем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Бурятия
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.А., объяснения Б.В., представителя Б.В. по доверенности С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б.В. (далее по тексту - Б.В.) обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ к ГУ МЧС России по Республике Бурятия с иском о признании незаконным и отмене решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по учету военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений специализированного фонда Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия, по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам ФПС ГПС, по учету граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", а также по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 14 сентября 2018 г. в части снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; восстановлении в очереди сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 января 2019 г. исковые требования Б.В. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 января 2019 г. в части восстановлении Б.В. в очереди сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отменено. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Б.В. в восстановлении в очереди сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В остальной части решение оставлено без изменения.
Представитель Б.В. - Ч. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г., оставив в силе решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 января 2019 г.
В обоснование кассационной жалобы представитель Б.В. указывает, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г., изменившим решение суда первой инстанции, Б.В. фактически лишен права на восстановление нарушенного права на получение единовременной социально выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; определение суда апелляционной инстанции фактически сделало невозможным исполнение решения суда, не содержит указаний на обязательные действия ответчика по исполнению судебного акта в части сроков проведения заседания комиссии по вопросу включения членов семьи истца в его учетное дело и о разрешении вопроса о возможности дальнейшего нахождения Б.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Поскольку в кассационной жалобе представитель Б.В. полагает незаконным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г. только в части отказа в удовлетворении требований Б.В. в восстановлении в очереди сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в остальной части принятые по делу судебные постановления не обжалуются, судебная коллегия рассматривает кассационную жалобу в пределах приведенных доводов.
Проверив законность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г. в обжалуемой части в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения, предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные, в частности, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, а не статьи 6. | |
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с
пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; 6) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими
Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 10 и
14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Б.Е. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2014 г. в соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 03 июня 2014 г. на основании
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с составом семьи N человек.
26 июня 2018 г. Б.Е. обратился в уполномоченный орган с заявлением о включении в состав его семьи супруги и дочери.
При рассмотрении данного вопроса комиссией были установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для нахождения Б.В. в очереди, поскольку в период с 19 января 2018 г. по 28 марта 2018 г., проживая по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, <адрес>, обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи составляла свыше 15 кв. м.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что не рассмотрение вопроса поставленного на повестку дня, является безусловным основанием для признания оспариваемого решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 14 сентября 2018 г. незаконным. При разрешении требования о восстановлении Б.В. в очереди сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходил из установленных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Б.В. улучшения жилищных условий.
Отменяя решение суда первой инстанции в части требования о восстановлении Б.В. в очереди сотрудников состоящих на учете для получения указанной выплаты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о преждевременности данного требования, поскольку комиссией не был рассмотрен вопрос, включенный в повестку дня, о включении в состав семьи Б.В. супруги и дочери, и о возможности его дальнейшего нахождения и членов его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты с учетом увеличения состава его семьи.
Оснований для переоценки вывода суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г., изменившим решение суда первой инстанции, Б.В. фактически лишен права на восстановление нарушенного права на получение единовременной социально выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судебной коллегией отклоняются, поскольку признание решение комиссии является необходимым и достаточным способом восстановления прав.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в апелляционном определении Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г. указаний на обязательные действия ответчика по исполнению судебного акта в части сроков проведения заседания комиссии по вопросу включения членов семьи истца в его учетное дело и о разрешении вопроса о возможности дальнейшего нахождения Б.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения несостоятельны, поскольку суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений и принятия по ним решений. Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (
статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц путем разрешения вопросов, находящийся вне его компетенции.
Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм права.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Б.В. - Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ФРОЛОВА
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
С.Б.ЛАТУШКИНА