Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 N 88-10238/2020
Требование: О восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика он был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с невозможностью определения нуждаемости заявителя и его семьи в жилом помещении, поскольку он не представил документы на своих родителей, членом семьи которых является.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 N 88-10238/2020
Требование: О восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика он был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с невозможностью определения нуждаемости заявителя и его семьи в жилом помещении, поскольку он не представил документы на своих родителей, членом семьи которых является.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2020 г. N 88-10238/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3135/2019 (УИД 55RS0007-01-2019-003963-92) по иску С.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе С.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 20 сентября 2019 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.В. (далее по тексту - С.В.) обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Омской области) о восстановлении в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены С.Е., ФИО16 в лице законного представителя С.В., ФИО17 в лице законного представителя С.В.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 20 сентября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований С.В. отказано.
С.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение Центрального районного суда г. Омска от 20 сентября 2019 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 января 2020 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 декабря 2013 г. <данные изъяты> С.В., проходящий службу в органах государственной пожарной службы МЧС России по Омской области в должности <данные изъяты> 24 СЧ по тушению пожаров ФСП ФГКУ "7 ОФПС по Омской области" (общая продолжительность службы 19 лет 05 месяцев 22 дня), обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В заявлении истец указал следующее: состав семьи 3 человека - заявитель С.В., жена С.Е., дочь ФИО18, в качестве места проживания (регистрации) истца, его супруги и несовершеннолетней дочери было указано жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 63,3 кв. м, принадлежащее на праве собственности отцу и матери истца, права на дополнительную площадь жилого помещения не имеет.
7 марта 2014 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N 4, истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
16 ноября 2015 г. С.В. в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери ФИО19 обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области с заявлением о внесении изменений в учетное дело и комплектом документов.
На момент постановки на учет и на сегодняшний день истец С.В., его дочь ФИО20 зарегистрированы по месту жительства (вселены в качестве сына и внучки) в квартире по адресу: г. <адрес>, площадью 63,3 кв. м, принадлежащей на праве совместной собственности родителям истца ФИО21, ФИО22, которые также зарегистрированы в указанной квартире.
Супруга истца С.Е. на тот момент была зарегистрирована с 13 марта 1996 г. (вселена в качестве члена семьи) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 62,7 кв. м, принадлежащем на праве собственности ее родителям ФИО23, ФИО24, где также были зарегистрированы их дочь ФИО25, внучка ФИО26.
В 2015 г. у истца и его супруги родилась вторая дочь С.Д., которая также была зарегистрирована по месту жительства в квартире родителей истца, вселена в нее в качестве члена семьи собственников.
Супруга истца С.Е. с 17 ноября 2017 г. по 17 ноября 2020 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, вселена в качестве снохи собственников (родителей истца), в указанном жилом помещении она также имела регистрацию по месту пребывания с 14 ноября 2014 г. по 14 ноября 2017 г.
Судами установлено, что в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, семья истца была вселена в качестве членов семьи собственника.
Согласно приказу от 15 марта 2018 г. N -нс по личному составу <данные изъяты> С.В. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе от 31 марта 2018 г.
13 июня 2019 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N, истец (состав семьи 4 человека) снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с невозможностью определения нуждаемости заявителя и его семьи в жилом помещении, не представившего документы на своих родителей, членом семьи которых он является.
Не согласившись с указанным решением, С.В. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с
частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с
пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; 6) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими
Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 10 и
14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, С.В., его супруга и две дочери вселены в жилое помещение в качестве членов семьи собственников - родителей истца, при этом матери истца принадлежит на праве собственности еще одно жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 65,4 кв. м и при определении уровня обеспеченности жилой площадью учету подлежат оба жилых помещения (63,3 кв. м, и 65,4 кв. м), находящиеся в собственности родителей истца, членом семьи которых является С.В. (его супруга и дочери), то есть на каждого члена семьи приходилось (и в настоящее время приходится) площадь жилого помещения более учетной нормы (128,7 кв. м / 6 человек = 21,45 кв. м), в связи с чем семья истца нуждающейся в улучшении жилищных условий признана быть не может, снятие истца с учета является правомерным.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (
статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Доводы С.В., приведенные в кассационной жалобе о том, что родители членами его семьи не являются, тождественны доводам апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Отклоняя указанный довод как несостоятельный, суд апелляционной верно указал, что в соответствии с вышеприведенными положениями закона при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, необходимо учитывать площади всех жилых помещений, занимаемых сотрудником и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Поскольку истец, его жена и дети, являются членами семьи собственников квартиры, матери и отца истца, в которой они все зарегистрированы, суммированию подлежат площади всех жилых помещений, находящихся в собственности у всех этих лиц.
При определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий сестра истца ФИО14 совместно с членами ее семьи могла быть учтена только в том случае, если была бы вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, как член семьи собственника. Вместе с тем судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о проживании сестры истца, наличии у нее права пользования указанным жилым помещением.
Таким образом, доводы приведенные С.В. в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу
статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 20 сентября 2019 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 января 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Н.В.БОГДЕВИЧ