Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2020 N 88-760/2020
Требование: О признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья.
Обстоятельства: Истица совместно с несовершеннолетней дочерью проживала в арендуемых квартирах, получала компенсацию за поднаем, на данный момент истица совместно с дочерью проживает в комнате без личного санузла и кухни, в регистрации по адресу проживания истице было отказано из-за статуса помещения (нежилое, пожарное депо).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2020 N 88-760/2020
Требование: О признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья.
Обстоятельства: Истица совместно с несовершеннолетней дочерью проживала в арендуемых квартирах, получала компенсацию за поднаем, на данный момент истица совместно с дочерью проживает в комнате без личного санузла и кухни, в регистрации по адресу проживания истице было отказано из-за статуса помещения (нежилое, пожарное депо).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2020 г. N 88-760/2020(88-2380/2019)
Дело N 2-2620/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Шефер И.А., Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2620/2019 (УИД: 24RS0056-01-2019-000392-59) по иску П. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о признании решения жилищной комиссии незаконным и признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья,
по кассационной жалобе П. на решение Центрального районного суда города Красноярска Красноярского края от 11 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. (далее - П., истец) обратилась с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, ответчик) о признании решения жилищной комиссии незаконным и признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья.
В обоснование заявленных требований П. указала, что с 29 мая 2015 г. состоит на учете на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 29 мая 2015 г. N.
В соответствии с решением комиссии от 17 января 2018 г. N Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения она и члены ее семьи (дочь - П.М.А.) имеют право состоять на учете на получение выплаты с учетом недостающих 0,2 квадратных метров общей площади жилья.
Протоколом заседания комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17 января 2018 г. N общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету предоставления ЕСВ составляет 0,2 кв. м.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю П. обеспечена жилплощадью из расчета 14,9 кв. м. При этом к родственникам П. отнесены: мать - П.Е.А., сестра - П.Т.В., дочь сестры, бывший гражданский муж сестры, мать бывшего гражданского мужа сестры, сын бывшего гражданского мужа сестры, жена бывшего гражданского мужа сестры, дочь бывшего гражданского мужа сестры вдова погибшего брата бывшего гражданского мужа сестры, сын погибшего брата бывшего гражданского мужа сестры, сын вдовы погибшего брата бывшего гражданского мужа сестры, дочь вдовы погибшего брата бывшего гражданского мужа
Комиссия суммировала жилплощадь трех квартир, где проживает сестра П., бывший гражданский муж сестры совместно с матерью, новой супругой и двумя детьми, а также квартиру вдовы брата бывшего гражданского мужа сестры П.
Суммарная площадь - 209,5 кв. м разделена на 14 человек, таким образом, П. и ее дочь - П.М.А. были признаны владельцами жилья площадью 14,9 кв. м.
П. не согласна с выводами комиссии, так как в числе родственников, указаны чужие люди и пользоваться их жильем у нее нет реальной возможности.
В собственности П. и ее несовершеннолетний ребенок жилья не имеет.
Также П. ссылалась на то, что с 1994 года зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 46,7 кв. м, ранее принадлежащей ее матери - П.Е.А., а с 2009 года сестре - П.Т.В. (квартира передана по договору дарения).
С 2008 года П. проживала совместно с несовершеннолетней дочерью в арендованных квартирах, получала компенсацию за поднаем.
С 1 ноября 2014 г. П. совместно с дочерью проживает в комнате площадью 22,0 кв. м, по адресу: <адрес> без личного санузла и кухни. В регистрации по адресу проживания П. отказано по причине статуса помещения - нежилое, пожарное депо.
По мнению П. утверждение ответчика о том, что она, являясь членом семьи собственников, зарегистрированная в квартире сестры, имеет равные с ними права и обязанности является неверным и не подтвержденным фактическими обстоятельствами.
П. просила суд признать недействительным решение комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17 января 2018 г. N в части принятой к расчету для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения общей площади жилого помещения равной 0,2 кв. м, обязать ответчика признать право с 29 мая 2015 г. на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения площадью 42 кв. м.
Решением Центрального районного суда города Красноярска Красноярского края от 11 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2019 г., в удовлетворении исковых требований П. отказано.
В кассационной жалобе П. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Красноярска Красноярского края от 11 апреля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2019 г., как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец П., представитель ответчика Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (
ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю П. с 29 мая 2015 г. поставлена на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека.
По состоянию на 23 августа 2017 г. выслуга лет П. в календарном исчислении составляет 17 лет 09 месяцев 19 дней.
С 14 апреля 1994 г. П. зарегистрирована по месту жительства (как член семьи собственника) совместно с дочерью - П.М.А., матерью - П.Е.А. в жилом помещении общей площадью 46,7 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.
На основании договора дарения от <дата> собственником квартиры по адресу: <адрес>, является родная сестра П. - П.Т.В., при этом П.Т.В. по данному адресу не проживает.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 8 декабря 2017 г. сестре П. - П.Т.В., на праве общей долевой собственности (1/7 доля) принадлежит квартира, общей площадью 118,3 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
В квартире по адресу: <адрес> П.Т.В. зарегистрирована с 6 сентября 2013 г. совместно с Л.Т.В., Л.М.Д., Л.П.И., Л.А.И., Л.Э.Р., Л.В.И.
Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета от 25 декабря 2017 г., выданной ООО Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска", собственниками данной квартиры на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от <дата> также являются Л.И.Е., Л.А.И., Л.М.Д., Л.П.И., Л.Т.В., Л.Э.Р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25 декабря 2017 г. Л.М.Д. на праве общей долевой собственности (1/4 доля) принадлежит квартира, общей площадью 44,5 кв. м, расположенная по адресу: Красноярск, <адрес>. Собственниками так же являются: Л.М.А., З.А.Е., П.В.Е. По данному адресу лиц состоящих на регистрационном учете нет.
Судом первой инстанции также установлено, что П. и П.М.А. как члены семьи собственника жилья имеют право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
С учетом общей площади вышеуказанных жилых помещений, судом первой инстанции также установлено, что на каждого проживающего приходится 14,9 кв. м, исходя из суммарная площади помещений - 209,5 кв. м, разделенной на 14 человек.
Протоколом заседания комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17 января 2018 г. N установлено, что общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету предоставления единовременной социальной выплаты составляет 0,2 кв. м.
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признании за истцом права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья площадью 42 кв. м.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации (далее - сотрудники) регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (
ч. 1 ст. 1 данного закона).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункты 1,
2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В силу
ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным
кодексом.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Вместе с тем в целях предоставления единовременной социальной выплаты Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определено, что учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена своей семьи. Проживание собственника жилого помещения в ином жилом помещении с учетом того, что гражданину может принадлежать несколько жилых помещений на различных правовых основаниях, в том числе на праве собственности, и он имеет право проживать в любом из них, не опровергает факт вселения собственником в жилое помещение лиц, названных в
ст. 31 ЖК РФ, в качестве членов своей семьи.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций следует признать соответствующими нормам материального права, подлежащим применению к спорным отношениям, при доказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, а именно наличия у П. и П.М.А. права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, как членов семьи собственника жилого помещения в соответствии с
ч. 2 ст. 31 ЖК РФ с целью признания права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы о том, что к возникшим правоотношениям исходя из аналогии закона, подлежат применению положения
ст. 83 ЖК РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку положениями
ст. 83 ЖК РФ регулируется расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, в силу чего
ст. 83 ЖК РФ не подлежит применению к правоотношениям, вытекающим из права собственности.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу
ст. 379.6 ГПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Красноярска Красноярского края от 11 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.