Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2021 N 88-11840/2021
Категория: 1) Социальная защита; 2) Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения; 2) О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением жилищной комиссии пересмотрена потребность истца с членами семьи в жилой площади, определена потребность в жилой площади в ином размере, истец считает решение незаконным.
Решение: 1) - 2) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2021 N 88-11840/2021
Категория: 1) Социальная защита; 2) Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения; 2) О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением жилищной комиссии пересмотрена потребность истца с членами семьи в жилой площади, определена потребность в жилой площади в ином размере, истец считает решение незаконным.
Решение: 1) - 2) Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2021 г. N 88-11840/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Раужина Е.Н., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1944/2020 (УИД 02RS0001-01-2020-005221-14) по иску К. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай о признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе К., Т. на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К. (далее - К., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай (далее - Главное управление МЧС России по Республике Алтай, ответчик) о признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указывал на то, что 29 июня 2016 г. решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Алтай К. с тремя членами семьи (супруга и двое детей) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - с 6 апреля 2016 г., с потребностью в жилой площади 72 кв. м.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Алтай от 25 марта 2019 г. пересмотрена потребность К. с членами семьи в жилой площади и определена потребность в жилой площади в размере 37,4 кв. м.
Истец считает указанное решение незаконным.
К. просил суд признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Алтай от 25 марта 2019 г. незаконным; признать за К. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно потребности в жилой площади семьи с составом 4 человека по нормативу в 72 кв. м.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 21 декабря 2020 г. исковые требования К. удовлетворены. Решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Алтай по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 1 от 25 марта 2019 г., признано незаконным. За К. признано право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (редакция от 31 июля 2020 г.) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исходя из потребности в жилой площади в размере 72 кв. м.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 марта 2021 г. решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 21 декабря 2020 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе К., Т. просят об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что К. с 1 марта 2006 г. по 2 сентября 2019 г. проходил службу в Главном управлении МЧС России по Республике Алтай.
6 апреля 2016 г. К. обратился в комиссию Главного управления МЧС России по Республике Алтай с заявлением с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и двоих детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На момент обращения в жилищную комиссию К. совместно с семьей проживал по адресу: <адрес> общей площадью 34,6 кв. м.
В данное жилое помещение истец был вселен Т., которая является собственником и приходится истцу родной тетей.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Алтай от 29 июня 2016, г. оформленным протоколом N 1 К. с составом семьи четыре человека (он, супруга и двое детей) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления с 6 апреля 2016 г. с потребностью в жилой площади 72 кв. м (18 кв. м x 4 человека).
Главным управлением МЧС России по Республике Алтай в феврале 2019 года проведена проверка учетного дела К. с целью формирования и актуализации базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По результатам проведенной проверки, решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Алтай от 25 марта 2019 г. (оформленным протоколом N 1), определена потребность К. и членов его семьи в жилой площади в размере 37,4 кв. м.
К данному выводу жилищная комиссия пришла, установив, что жилое помещение, в котором проживает К. и члены его семьи (<адрес>) принадлежит на праве собственности тете истца - Т., которая вселила К. и его семью в качестве членов семьи. При расчете потребности в жилой площади, приходящейся на истца и его семью, жилищной комиссией произведено вычитание указанной площади из площади 72 кв. м. По итогам данного арифметического действия жилищная комиссия пришла к выводу о том, что потребность в жилой площади К. и его семьи составляет 37,4 кв. м (72 кв. м - 34,6 кв. м).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности и неправомерности принятого жилищной комиссией решения об определении потребности в жилой площади К. и его семьи в размере 37,4 кв. м, в связи с чем счел необходимым признать за К. с составом семьи из четырех человек право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья исходя из потребности в жилой площади в размере 72 кв. м (18 кв. м x 4 человека).
При этом, признавая за К., с учетом членов его семьи, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в размере 72 кв. м, суд первой инстанции исходил из того, что К. и члены его семьи не являются членами семьи Т.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований К., суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что К. и члены его семьи были вселены в жилое помещение, принадлежащее тете К., в качестве членов ее семьи, истец не представил доказательств того, что жилое помещение предоставлялось для проживания по каким-либо иным основаниям, поскольку в материалы дела договор найма жилого помещения, заключенный между Т. и К., на момент вселения К. и членов его семьи в жилое помещение в 2013 году, не представлен.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судом доказательствам, которым, исходя из требований
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), что следует из
части 1 статьи 1 данного Закона.
Так, в соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Закона.
В силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Данные
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (
пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно
пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и указывает, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К указанному заявлению прилагаются указанные в данном
пункте Правил документы.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, копии которых должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в
пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с
пунктом 17 Правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 -
20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных
пунктами 21 и
22 настоящих Правил.
На основании пункта 18 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с
пунктом 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (
статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (
статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из вышеуказанных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что истец, его супруга и их дети являются членами семьи собственника жилого помещения, расположенного в <адрес>, площадь которого составляет 34,6 кв. м, в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на семью составляет 34,6 кв. м, а потому нуждаемость истца и членов его семьи в жилом помещении площадью 37,4 кв. м, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения комиссии.
Суды установили, что согласно заявления собственника дома Т. от 29 апреля 2013 г. о регистрации К. и членов его семьи по месту жительства в доме по адресу: <адрес>, собственник просила произвести регистрацию истца и членов его семьи как своих родственников, что правомерно было расценено судом апелляции как вселение истца и его семьи в данный дом собственником в качестве членов своей семьи. Заявление не содержало указание на договор найма жилого помещения. Более того, доказательств наличия такого договора на момент вселения истца с членами своей семьи в данный дом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, суд апелляционной инстанции правомерно признал обоснованным решение жилищной комиссии о расчете размера единовременной социальной выплаты с учетом вычета из общей площади жилого помещения общую площадь жилого помещения, предоставленного для проживания членом семьи истца.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К., Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ФРОЛОВА
Судьи
Е.Н.РАУЖИН
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА